
Фото: Shayna Douglas / Unsplash
— Виктор, мы с тобой уже не первый раз в Калужском художественном музее. Но эту картину ещё хорошенько не рассматривали. А ведь она такая яркая, и величественный храм тоже сразу привлекает внимание. Кстати, по манере письма очень похоже на работу художника Константина Юона. Давай скорее посмотрим, так ли это.
— Андрей, снимаю перед тобой шляпу! Вот, что значит, разбираться в живописи. Это действительно Юон! Полотно называется «У Псковского собора».
— Псковский собор! Ну конечно! А я-то думаю, почему храм на картине кажется мне таким знакомым. Я ведь недавно ездил в Псков и побывал в одной из главных его святынь — Свято-Троицком соборе. На полотне изображён именно он!
— Теперь и я узнаю! Троицкий собор стоит на территории крепости, на крутом берегу реки Пскова. Это — самый древний храм города.
— Да, он был возведён в десятом веке по личному распоряжению самой княгини Ольги!
— А когда его запечатлел на своей картине Константин Фёдорович Юон?
— Представь себе, в 1917-м году!
— Непростой был год. Революция, большевики, антирелигиозная пропаганда...
— Константин Фёдорович даже в советское время не боялся воспевать в живописи красоту и дух православных святынь. Например, в 20-х годах ХХ века он создал целый цикл работ, посвящённых Сергиеву Посаду и Троице-Сергиевой лавре.
— Однажды мне в руки попали мемуары Юона. С большим интересом их прочитал. Так вот, художник неоднократно говорил о том, что его вдохновляла русская провинция, её древняя архитектура и, конечно же, храмы.
— Юон не раз бывал в Европе, но в его творчестве эти путешествия отклика практически не нашли. А вот русской глубинке он посвятил не одно своё полотно.
— В том числе и то, перед которым мы с тобой сейчас стоим — «У Псковского собора». Безусловно, храм — главный герой картины. Но на ней запечатлён не только он. Внизу, на пристани, у самой реки, художник изобразил людей, разноцветные крыши торговых рядов, прилавки, лодки, с которых идёт торг. Что это, ярмарка?
— Я думаю, что Юон запечатлел базарный день. Они обычно бывали по воскресеньям. Утром люди шли на Литургию в храм. А после праздничной воскресной службы открывался на рынок.
— Да, очень похоже. Знаешь, мне сейчас пришла в голову одна мысль. Кажется, своей картиной «У Псковского Собора» художник хотел показать, как тесно в нашей жизни подчас переплетены духовное и житейское.
— И что за делами насущными нельзя забывать о Боге. Эту мысль подчёркивает величественный белокаменный пятиглавый храм. Он возвышается над базаром, лодками, людьми.
— Как будто говорит: что бы мы ни делали, всегда над нами — Господь. Вспомнились слова из книги пророка Исайи. Их поют в храмах во время Великого поста: «С нами Бог!» От этих слов сразу светлеет на душе.
— И картина, кстати, тоже очень светлая! Обрати внимание, сколько в ней воздуха, пространства.
— Я только что заметил, что Константин Юон изобразил здесь раннюю весну. Посмотри — на пригорке возле собора кое-где лежит нерастаявший снег. Но и трава уже вовсю зеленеет. А небо над куполами — розовое. Какие потрясающие краски!
— Константин Фёдорович Юон однажды сказал, что постоянно ощущает стоящую над жизнью Божественную непреходящую красоту, её волшебный свет. Мне кажется, в этих словах он выразил всю суть своего творчества.
— И эти краски так ярко отразились в его картине «У Псковского Собора»!
Картину Константина Юона «У Псковского собора» можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема