
Любовь моя бодрствует не утомляется. Тот, Кого люблю и ожидаю, грядёт ко мне в окружении свиты небесной. Как же спать мне и как бдение может утомить меня?
Бодрствую, слушая притчи людей и прислушиваясь к притчам тварей бессловесных — не угадаю ли в них тайное послание от Любви моей? Не занимают меня притчи ради притч или ради сказителей их, только Тебя ради.
Словно человек потерявший голос, и в поисках его, слушающий чутко голоса чужие — не найдет ли свой? В каждом голосе он находит нотки своего, но ни в одном всей полноты его.
Словно человек, разбивший хрупкое зеркало и идущий отразить лицо своё в лицах людей, в животных и предметах. И всюду находит он черты, сходные лицу своему, но нигде не видит его в целости.
Вслушиваюсь в многоголосье, наполняющее вселенную, в надежде услышать голос Любви своей. Вглядываюсь в образы, населяющие вселенную — от белой гальки на берегу озера до колесницы солнечной, в надежде увидеть образ Любви своей.
И никто не обманывает надежд моих, но каждый в меру знания говорит о Тебе.
Когда людей спрашиваю — ответа от Тебя жду. В голосах тварей бессловесных, к Твоему голосу прислушиваюсь. В красоте природы Твоей красоты ищу.
Когда люди задумчивым застают меня, кажется им, что мысли мои о них, я же о Тебе думаю. Когда видят усердие моё, думают, что ради них труды мои, я же ради Тебя тружусь.
Когда природа слышит имя свое на устах моих, кажется ей, что песнь моя о ней, я же о Тебе пою. Когда голубя кормлю, Тебя угощаю. Когда ягненка ласкаю, Тебя ласкаю. Когда солнцу улыбаюсь, улыбка моя сквозь солнце пробивается, пока не встретится с Твоей улыбкой. Когда лилию белоснежную целую, сквозь семь миров посылаю поцелуй к подножию ног Твоих.
Бдение любви моей идёт за руку с молитвой веры и постом упования. И никто из них друг без друга не засыпает и пробуждается.
Все дела ума моего вере служат.
Все дела сердца моего надежде служат.
Все дела души моей любви служат.
Когда голубя кормлю, Тебя угощаю, Любовь моя.
История Морского кадетского корпуса

Фото: Kirill F / Unsplash
Служить офицером на флоте в России всегда было особенной честью и ответственностью. Первую специализированную школу для подготовки молодых людей к военной службе создал в 1701 году в Москве император Петр I. Школа получила название «Навигацкой» и готовила специалистов для разных родов войск, в том числе для военно-морского флота. Уже в 1715 году в Санкт-Петербурге для подготовки будущих флотоводцев была открыта специальная Морская академия, а спустя год учреждено звание «гардемарин» — в переводе с французского «морской гвардеец». Так называли учеников академии, ещё не получивших звания «мичман» — младшего офицерского чина в русском военном флоте.
В 1752 году по указу императрицы Елизаветы Петровны на базе Морской академии создали Морской кадетский корпус, в который могли поступить лишь дети из дворянских семей. Мальчики обучались не только общеобразовательным, но и военно-морским дисциплинам, таким как морская астрономия и кораблестроение. Все воспитанники были разделены на три класса, а гардемаринами теперь именовались лишь старшие кадеты. Для выпуска из корпуса им было необходимо пройти практику на флоте. За годы существования учебного заведения срок обучения варьировался от 4 до 6 лет, а перевод из класса в класс зависел от успеваемости кадета, поэтому в каждом классе воспитанники могли задержаться дольше, чем на год. В корпус принимали детей от 12 до 14 лет, однако случалось, что кадетами становились и более юные мальчики.
До 1771 года учебное заведение располагалась на Васильевском острове Санкт-Петербурга, но после большого пожара кадет разместили в Кронштадте в здании Итальянского дворца, где мальчики проходили обучение почти до конца XVIII века. В 1796 году по приказу императора Павла I Морской корпус был вновь возвращён в Санкт-Петербург, в просторное здание на набережной Большой Невы. Здесь же разместили корпусную церковь во имя святого Павла Исповедника, в которой кадеты посещали богослужения. На стенах церкви располагались специальные памятные таблички с именами воспитанников погибших во время войн или кораблекрушений.
Живым свидетельством высокого образования в корпусе являлись его выпускники: многие известные отечественные флотоводцы когда-то были кадетами этого учебного заведения: адмиралы Фёдор Ушаков, Павел Нахимов и первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен, — имена знаменитых выпускников пополнялись. В 1827 году директором корпуса стал ещё один его выпускник — адмирал Иван Крузенштерн, совершивший первое русское кругосветное плавание. Именно ему принадлежала идея создания в корпусе музея. Главными экспонатами коллекции стали модели кораблей учебной эскадры, изготовленные кадетами.
Долгие годы учебное заведение было одним из самых престижных в стране. Свой двухсотлетний юбилей Морской корпус отметил в 1901 году в присутствии императора Николая II. А спустя 16 лет произошла революция и преподавательский состав вместе с воспитанниками эмигрировали в город Бизэрту в Египте, где учебный процесс продолжался до 1925 года. В советский период в здании Морского корпуса располагалось Военно-морское училище, ставшее в 1998 году Санкт-Петербургским военно-морским институтом. Из его стен и сегодня продолжают выпускаться офицеры для службы Отечеству на морских боевых рубежах.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 94. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Многие помнят из школьной программы, что в литературе XIX века особое место занимает образ маленького человека, классическим примером которого является главный герой повести Гоголя «Шинель». Кажется, что писатели того времени описывали реальность, которая сейчас очень от нас далека, да и сословного общества в России давно не существует, но, на самом деле, людей, которые чувствуют себя пренебрегаемыми и забытыми, существует немало. Смотря на них, можно решить, что в обществе тех, кто всё время торопится и думает о своём, у них нет шансов почувствовать, что они кому-нибудь нужны. Однако такой шанс есть у каждого, и о нём прикровенно говорится в 94-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 94.
1 Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;
5 Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
В Священном Писании Ветхого Завета довольно легко найти образ не просто пренебрегаемого человека, но образ целого пренебрегаемого народа, которым был народ иудейский. Находясь в Египте, потомки Авраама Исаака и Иакова после смерти Иосифа довольно быстро из привилегированной группы превратились в практически рабов и были унижаемы своими бывшими соседями. Однако в определённый момент к ним пришёл Моисей, который сообщил им удивительную весть: вы не забыты Богом своих праотцев, оказалось, Гсоподь готов не только вывести их из рабства, но и готов назвать их своими народом, а Себя их Богом. Единственное, что им нужно сделать: ответить согласием на Его призыв и войти в завет. Любой, кто помнит историю исхода, знает, что происходило дальше: иудеи вышли из Египта, но постоянно его вспоминали и по-настоящему свободными так и не стали.
В псалме, который мы сейчас услышали, Давид приглашает своих соплеменников воспеть Бога и поклониться Ему как Тому, Кто явился опорой их жизни. В самых разных языческих религиях есть представления о богах, которые контролируют те или иные места. Один живёт в горах, другой под землёй, третий в небе — и каждый отвечает за что-то своё, по-своему выстраивая отношения с людьми. Однако Бог Библии не таков. Он один и рядом с Ним нет никакого иного Бога. Он создал мир и содержит его в своих руках. Он не просто местечковый хозяин, но Царь над всеми, кого можно было бы посчитать богами. Но вместе с тем, и это самое важное, Господь — пастырь своих людей, и ни один из тех, кто принадлежит к Его народу, не забыт Им. И этот мотив повторяется в Писании многократно, особенно в псалмах и в пророческой литературе. Народ должен был это очень хорошо усвоить и независимо от обстоятельств помнить, что Бог всегда с ним, во всех испытаниях. Только сами люди могут ожесточать свои сердца и не пускать Его в свою жизнь, но Он, со Своей стороны, всегда верен.
Читая 94-й псалом через призму христианского благовестия, мы, во-первых, понимаем, что Богом не забыт не только еврейский народ, но каждый народ и каждый человек на земле дорог Ему. Во-вторых, Господь не только помнит о людях, но как добрый пастырь делает всё для их спасения.
Псалом 94. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 94. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 94. На струнах Псалтири
1 Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор - Его же;
5 Его - море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы - народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 "не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой".