Спрашиваете меня о пути, бегуны обессилевшие? Куда спешите, сыны человеческие? Если бы знали куда торопитесь, знали бы и путь.
Многочисленны ваши цели, потому и пути ваши многочисленны.
Вот и сталкиваетесь вы, и проклинаете друг друга, оттого, что перекрещиваются пути ваши.
Будь вас словно травы на земле, не столкнётесь, если будете иметь цель единую и единый путь. И иссякнут проклятия на устах ваших. Взыскующие истины и жизни имеют одну цель и один путь. Сама цель указывает им путь, как солнце указывает на себя светом своим. Воистину, бегущий от света солнечного, и цель, и путь потеряет, и в бесплодном их поиске будет скитаться во тьме.
Уклоняйтесь с путей мыслей ваших, ибо кроме себя не знают ни иного пути, ни иной цели и будут они уводить вас одна от другой.
Уклоняйтесь с путей мечтаний ваших, ибо манят они вас тропами проторёнными, которые ведут в бездны подземные.
Не верьте душе своей, когда она во плоть облекшись, указует вам на неё как на путь и цель. Разве кого-либо до ныне вела к цели одежда?
Путь к Царству Блаженства не изыскивается, не указывается и не прорубается. Он рождается в душе тогда, когда родятся в ней истина и жизнь. Если же родятся в душе вашей истина и жизнь — радуйтесь и веселитесь, ибо и путь родился.
Как жизнь невозможно отделить от истины, так и путь неотделим от жизни и истины.
Пока не явятся все три — не явлено ни одно.
Не полагайте надежд своих на день грядущий, не ждите, что ярче осветит он пути ваши искривлённые. Ибо день грядущий лишь новый поворот пути вашего и новая тайна.
Не полагайте надежд своих на дни многие, ибо дни ваши — плоды воображения вашего. Но уповайте на День без заката.
Господи, Господи мой, Божество моё Трисолнечное, кто достигнет Тебя?
Пути человеческие словно сети, в которые день целый бьётся человек, чтобы вечером оказаться на том же месте. Смущают меня сетчатые пути человеческие, и оттого спрашиваю себя: «Достигнет ли кто места покоя в Господе моём?»
Тому, кто познает меня как цель похода своего, стану я путём к палатам моим.
Господи, Господи мой, Божество моё Трисолнечное, кто посмеет внити в свет Твой?
Кто привык созерцать свет мой в себе, тот и войти посмеет в свет мой. И не опалится.
Душа моя, ты темнее трёх ночей тёмных, когда сбросишь личину свою и облечёшься в свет трисолнечный?
Спасайся, пока луч божественный горит над тобой. Ибо, когда отойдёт от тебя, исчезнешь как, посмотри, исчез месяц на глади озёрной пляшущий.
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.
Протоиерей Артемий Владимиров. «И душа с душою говорит»
«И душа с душою говорит. Энциклопедия характеров и судеб» — так назвал протоиерей Артемий Владимиров свою книгу — сборник небольших эссе, на страницах которого батюшка духовно осмысляет произведения отечественных и зарубежных поэтов. Отец Артемий, духовник московского Алексеевского женского монастыря, известный проповедник, педагог и член Союза писателей России, по светскому образованию — филолог. В молодости, ещё до принятия священного сана, батюшку, по собственным его словам, проза увлекала гораздо больше, чем поэзия. Однако ступив на священническую стезю, отец Артемий Владимиров неожиданно по-новому взглянул на поэтическое творчество. Батюшке вдруг захотелось вникнуть в сокровенные глубины сердец знакомых с детства поэтов, вступить в своеобразный поэтический диалог с их бессмертными душами. Обратиться к Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Тарковскому, Ахмадулиной и десяткам других поэтов прошлого и современности не только в качестве читателя, но, прежде всего, в качестве пастыря. Именно это протоиерей Артемий Владимиров и попытался сделать на страницах своей книги.
Духовными собеседниками автора стали около 60-ти поэтов. О каждом батюшка сообщает краткую биографическую информацию и анализирует несколько избранных текстов. Начинает с Шекспира. Отец Артемий обращает внимание читателей на глубокий драматизм его произведений. Цитируя 27-й сонет Шекспира, отец Артемий улавливает в его строках путь души от тьмы к свету: Усердным взором сердца и ума \ Во тьме тебя ищу, лишенный зренья.\ И кажется великолепной тьма,\ Kогда в нее ты входишь светлой тенью. Батюшка приводит слова преподобного Варсонофия Оптинского, который называл Шекспира поэтом, обращающим читателя лицом к вечности. Протоиерей Артемий Владимиров сам через века обращается к английскому драматургу в посвящённых ему стихах: В трагедиях — какая бездна \ Тайн изворотливой судьбы.\ Kомедий юмор, нам любезный,\ С печатью светлой простоты. Интересно, что подобный духовно-поэтический диалог — своего рода традиция в русской литературе.
Батюшка признаётся, что Александр Сергеевич Пушкин — пожалуй, самый близкий ему по духу поэт. Что в томике Пушкина он всегда находит мысли, созвучные его собственным. И приводит в пример знаменитое стихотворение поэта: Если жизнь тебя обманет \ Не печалься, не сердись\ В день уныния смирись: \ День веселья, верь, настанет.
От Пушкина, Тютчева, Есенина до Юнны Мориц, Арсения Тарковского, Николая Заболоцкого, Олеси Николаевой и Анны Долгаревой — современной поэтессы Донбасса — удивительными и такими разными поэтическими дорогами проведёт нас отец Артемий Владимиров по страницам своей книги «И душа с душою говорит». Автор отмечает, что хотел бы своей книгой привлечь современного читателя к поэзии, к красоте русского слова. Но главное — показать, что, хотя все мы очень разные, одно у нас, несомненно, общее: душа, которая, как известно, по природе христианка. Она интуитивно ищет Бога, уповает на Его благодать. А значит, каждому из нас окажутся близки переживания и искания поэтов, с которыми протоиерей Артемий Владимиров встретился, как с давними друзьями, на страницах своей книги «И душа с душою говорит».
Все выпуски программы Литературный навигатор
19 сентября. Об Аравийской Иконе Богородицы её чудотворных списках
Сегодня 19 сентября. Церковь чтит Аравийскую Икону Богородицы.
Об иконе и её чудотворных списках, — игумен Лука Степанов.