
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Церковное Предание сохранило для нас драгоценные сведения о земной жизни Божией Матери и апостолов и подарило миру множество литературных сюжетов.
Сегодня мы говорим об апостоле Луке и стихотворении Августа Шлегеля «Святой Лука, рисующий Мадонну».
Место действия — Иерусалим.
Время действия — I век по Рождестве Христовом.
Знаменитый немецкий поэт рубежа XVIII — XIX веков, сын пастора Август Вильгельм Шлегель много писал на религиозные темы. Его перу принадлежат сонеты, воспевающие рождение Христа, Святое Семейство, святых.
Одно из наиболее известных стихотворений Августа Шлегеля — «Святой Лука, рисующий Мадонну».
Однажды святой Лука увидел сон, и во сне голос свыше ему велел запечатлеть лик Божией Матери, как говорят в Европе — Мадонны.
Мадонны лик запечатли,
Дабы народы всей земли
Склонились к Ней, к единой.
Ответствуя на оный глас,
Лука пошел в рассветный час,
Надев наряд нехитрый,
С покорством вящим на лице,
С кистями, с красками в ларце,
С мольбертом и палитрой.
Апостол и евангелист Лука — один из семидесяти учеников, призванных Христом после первых двенадцати. Образованный грек, врач по профессии, он был верным спутником и помощником апостола Павла. Апостол Лука является автором одного из четырех Евангелий и Деяний Святых Апостолов. Талантливый писатель, проповедник, врач, ко всему этому Лука также прекрасно рисовал.
Услышав во сне призыв взять в руки кисти и запечатлеть образ Божией Матери, апостол Лука пришел в дом к Марии и обратился с просьбой написать ее портрет.
В стихотворении Августа Шлегеля апостол Лука проявляет немалую настойчивость, чтобы уговорить Марию на создание портрета. Она давно отвергла всё мирское и не придаёт значения внешнему, в Её доме даже нет зеркала. Но Лука находит убедительные слова...
Господь, познавши твой расцвет,
Не зря назначил час твой:
Не видь в зерцале красоты,
Но да яви свои черты
Пред благочестной паствой!
Для верных стать благоволи,
Когда отыдешь от земли,
Главою Божьей свиты...
Богоматерь даёт свое согласие на создание портрета, попросив Луку, чтобы он изобразил Её молодой, с Младенцем Христом на руках.
Так, по преданию, на которое опирался Шлегель, появилась первая икона Божией Матери, написанная апостолом и евангелистом Лукой. Увидев свой образ, Богородица изрекла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с ним». Поэтому не случайно апостола и евангелиста Луку считают первым иконописцем и святым покровителем живописцев.
В стихотворении Августа Шлегеля встречается профессиональный термин из Иконописи — «прознаменил», то есть наметил общие контуры. Такие детали придают истории тысячелетней давности особый колорит.
И вот уже святой Лука
Доску прознаменил слегка,
Мадонны лик наметил,
Спокойство в доме и уют,
Лишь ангелы легко снуют,
И долог день, и светел.
И ангелов учтивых рой
Луке то услужал порой,
То медлил восхищённо,
И вот, во славу мастерству,
С доски воззрились наяву
Младенец и Мадонна.
Стихотворение немецкого поэта Августа Шлегеля «Святой Лука, рисующий Мадонну» прозвучало в переводе Евгения Витковского.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер