
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Церковное Предание сохранило для нас драгоценные сведения о земной жизни Божией Матери и апостолов и подарило миру множество литературных сюжетов.
Сегодня мы говорим об апостоле Луке и стихотворении Августа Шлегеля «Святой Лука, рисующий Мадонну».
Место действия — Иерусалим.
Время действия — I век по Рождестве Христовом.
Знаменитый немецкий поэт рубежа XVIII — XIX веков, сын пастора Август Вильгельм Шлегель много писал на религиозные темы. Его перу принадлежат сонеты, воспевающие рождение Христа, Святое Семейство, святых.
Одно из наиболее известных стихотворений Августа Шлегеля — «Святой Лука, рисующий Мадонну».
Однажды святой Лука увидел сон, и во сне голос свыше ему велел запечатлеть лик Божией Матери, как говорят в Европе — Мадонны.
Мадонны лик запечатли,
Дабы народы всей земли
Склонились к Ней, к единой.
Ответствуя на оный глас,
Лука пошел в рассветный час,
Надев наряд нехитрый,
С покорством вящим на лице,
С кистями, с красками в ларце,
С мольбертом и палитрой.
Апостол и евангелист Лука — один из семидесяти учеников, призванных Христом после первых двенадцати. Образованный грек, врач по профессии, он был верным спутником и помощником апостола Павла. Апостол Лука является автором одного из четырех Евангелий и Деяний Святых Апостолов. Талантливый писатель, проповедник, врач, ко всему этому Лука также прекрасно рисовал.
Услышав во сне призыв взять в руки кисти и запечатлеть образ Божией Матери, апостол Лука пришел в дом к Марии и обратился с просьбой написать ее портрет.
В стихотворении Августа Шлегеля апостол Лука проявляет немалую настойчивость, чтобы уговорить Марию на создание портрета. Она давно отвергла всё мирское и не придаёт значения внешнему, в Её доме даже нет зеркала. Но Лука находит убедительные слова...
Господь, познавши твой расцвет,
Не зря назначил час твой:
Не видь в зерцале красоты,
Но да яви свои черты
Пред благочестной паствой!
Для верных стать благоволи,
Когда отыдешь от земли,
Главою Божьей свиты...
Богоматерь даёт свое согласие на создание портрета, попросив Луку, чтобы он изобразил Её молодой, с Младенцем Христом на руках.
Так, по преданию, на которое опирался Шлегель, появилась первая икона Божией Матери, написанная апостолом и евангелистом Лукой. Увидев свой образ, Богородица изрекла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с ним». Поэтому не случайно апостола и евангелиста Луку считают первым иконописцем и святым покровителем живописцев.
В стихотворении Августа Шлегеля встречается профессиональный термин из Иконописи — «прознаменил», то есть наметил общие контуры. Такие детали придают истории тысячелетней давности особый колорит.
И вот уже святой Лука
Доску прознаменил слегка,
Мадонны лик наметил,
Спокойство в доме и уют,
Лишь ангелы легко снуют,
И долог день, и светел.
И ангелов учтивых рой
Луке то услужал порой,
То медлил восхищённо,
И вот, во славу мастерству,
С доски воззрились наяву
Младенец и Мадонна.
Стихотворение немецкого поэта Августа Шлегеля «Святой Лука, рисующий Мадонну» прозвучало в переводе Евгения Витковского.
Все выпуски программы Прообразы
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











