Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Работа Симона Вуэ «Принесение во храм» находится в музее Лувр и посвящена истории из Нового Завета о старце Симеоне. Его земной путь завершился только после того, как он, согласно пророчеству, увидел воочию Христа на руках его Матери, Девы Марии.
— Простите, в вашем магазине можно найти фотообои?
— Конечно! У нас большой выбор, вот буквально за углом целая секция. Смотрите: вы можете выбрать пейзаж или виды мегаполиса, есть изображения в стиле фэнтэзи...
— А я смотрю, у вас есть и репродукции известных художников...
— Да, вот, например, обои с изображением картины... Сейчас найду её название... «Принесение во храм». Очень красивая!
— Да, знаю. Эта работа замечательного французского художника Симона Вуэ. Он написал её в 1641 году. В основе сюжета -—история из Нового Завета о старце Симеоне.
— Да, я вижу его в центре картины. Это ведь он — старец Симеон?
— Да, это он. Евангелист Лука вот что говорит о нём. Благочестивый старец переводил книгу пророка Исаии. В ней он наткнулся на фразу, которая привела его в замешательство: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Решив, что это явная ошибка, он захотел исправить текст: написать не «Дева», а «Жена». Но перед ним предстал Ангел. Он удержал руку старца и предрёк ему, что тот не умрёт, пока не увидит Христа, родившегося от Девы Марии.
— Так значит, здесь на картине изображено Сретение! То есть встреча старца Симеона с младенцем Христом. Как я сразу не догадалась! Симеон был на тот момент глубоким стариком...
— Да, так и есть. Согласно Евангелию, ему было триста шестьдесят лет, когда он дождался исполнения пророчества. И вот на картине мы видим, как Симеон принимает из рук Девы Марии Младенца-Христа.
— С каким трепетом он берёт Спасителя на руки!
— Верно! Лицо старца выражает облегчение от того, что жизнь его, наконец, близка к завершению. И благоговейное отношение ко Господу, к Тому, Кто пришёл на землю, чтобы спасти человечество от смерти. Посмотрите, как художник изображает Христа. Он использует палитру светлых и тёмных, золотистых оттенков и, мастерски чередуя их, будто высвечивает фигуру Спасителя.
— Богородица тоже показана очень характерно. Она передаёт старцу Младенца в пеленах осторожно, со страхом Божиим, аккуратно поддерживая снизу Своё драгоценное Сокровище. А в верхней части картины парят два ангела, они несут ленту, на которой что-то написано... Но что же? Вы не знаете случайно?
— Здесь видна только часть надписи, но можно догадаться, что это цитата из Евангелия от Луки, только на латыни: «Nunc dimíttis sérvum túum, Dómine» (Нунк дими́ттис сэрвум туум, Доминэ). На церковнославянском строчка звучит так: «Ныне отпуща́еши раба Твоего, Владыко». Ангелы свидетельствуют о том, что пророчество исполнено: «Господь отпускает Симеона из земной жизни».
— А ещё в этой работе мне нравятся архитектурные детали. Например, посмотрите, какие величественные колонны художник изобразил на заднем плане.
— Это колонны Иерусалимского храма, куда Дева Мария и Иосиф Обручник (вот он, изображён справа от Богородицы) принесли Младенца-Христа на сороковой день. Симон Вуэ изображает элементы храма немного увеличенными. Таким образом он создаёт ощущение величия и торжественности момента.
— Симон Вуэ... Так получается, что художник написал своего небесного покровителя — старца Симеона!
— Да, вполне возможно. Признаться, я никогда не задумывалась об этом.
— Мне вот тоже в голову не приходило, что на картине написан знакомый с детства сюжет из Евангелия — Праздник Сретения Господня. Кто бы мог подумать! А ведь я почти каждый день прохожу мимо этого изображения. Где же находится сама картина?
— Она находится в музее Лувр, в Париже. А если я приобрету фотообои с её изображением — то смогу каждый день видеть замечательную работу художника Симона Вуэ «Принесение во храм» в своём доме.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Белгород. Святитель Иоасаф Белгородский
Летом 1748 года архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф (Горленко) стал епископом Белгородским. Посвящение в архипастыри совершилось в Санкт-Петербурге, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. К месту своего назначения владыка Иоасаф прибыл ранним утром 19 августа, в праздник Преображения Господня. Несмотря на слабое здоровье, он отказался отдыхать после изнурительного путешествия и сразу же отправился на литургию в Свято-Троицкий собор. С этой же ревностью и усердием епископ Иоасаф совершал всё дальнейшее служение. Он неустанно объезжал свою епархию, узнавал о нуждах паствы и тайно подавал помощь. Аскет, подвижник и молитвенник получил от Бога дары прозорливости и чудотворения и стяжал народную любовь. Самоотверженная деятельность рано истощила силы епископа, он отошёл ко Господу в 49 лет. В 1911 году мощи святителя Иоасафа обрели нетленными. Тогда же в Белгороде состоялись торжества прославления подвижника в лике святых.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский
Частью летописи Белгородской епархии стали имена многих подвижников. Один из них — священномученик Антоний (Панкеев). Он родился в 1892 году в селе под Херсоном. Сын священника не мыслил своей жизни вне Церкви. Окончил Одесскую семинарию и Петроградскую духовную академию, принял монашеский постриг и священный сан. В годы Первой мировой войны нёс духовную службу на фронте. После революции 1917 года стал епископом. С этого момента жизнь владыки Антония обернулась чередой арестов, ссылок и тюремных сроков. В 1933 году, освободившись после очередного заключения, епископ возглавил Белгородскую епархию. В то время власти закрывали в городе храмы, один за другим. Владыка пытался опротестовать беззаконие. За это в 1935 году его приговорили к десяти годам лагерей. Во время заключения приговор ужесточили, и епископ Антоний был расстрелян. Церковь прославила священномученика в лике святых. Жители Белгорода почитают святителя Антония (Панкеева) своим небесным покровителем.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Церковь Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии
На юге Белгорода есть микрорайон Харьковская гора. В семидесятых годах двадцатого века здесь началась многоэтажная застройка. А в начале двадцать первого столетия среди домов вырос церковный комплекс. Главный храм этого ансамбля посвящён святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Камень в его основание был заложен в 2004 году. Строительство близилось к завершению, когда случился пожар. Церковь удалось потушить, но потери были колоссальными. Беда сплотила православных белгородцев. Люди участвовали в восстановлении храма пожертвованиями, трудами и молитвой. И вскоре над Харьковской горой вознеслись семнадцать куполов восставшей из пепла церкви. 2 мая 2010 года Святейший патриарх Кирилл освятил её во имя Веры, Надежды, Любови и Софии. С тех пор здесь ежедневно совершаются богослужения. Со всех районов города белгородцы приезжают помолиться в храм, построенный всем миром.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM