Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Работа Симона Вуэ «Принесение во храм» находится в музее Лувр и посвящена истории из Нового Завета о старце Симеоне. Его земной путь завершился только после того, как он, согласно пророчеству, увидел воочию Христа на руках его Матери, Девы Марии.
— Простите, в вашем магазине можно найти фотообои?
— Конечно! У нас большой выбор, вот буквально за углом целая секция. Смотрите: вы можете выбрать пейзаж или виды мегаполиса, есть изображения в стиле фэнтэзи...
— А я смотрю, у вас есть и репродукции известных художников...
— Да, вот, например, обои с изображением картины... Сейчас найду её название... «Принесение во храм». Очень красивая!
— Да, знаю. Эта работа замечательного французского художника Симона Вуэ. Он написал её в 1641 году. В основе сюжета -—история из Нового Завета о старце Симеоне.
— Да, я вижу его в центре картины. Это ведь он — старец Симеон?
— Да, это он. Евангелист Лука вот что говорит о нём. Благочестивый старец переводил книгу пророка Исаии. В ней он наткнулся на фразу, которая привела его в замешательство: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Решив, что это явная ошибка, он захотел исправить текст: написать не «Дева», а «Жена». Но перед ним предстал Ангел. Он удержал руку старца и предрёк ему, что тот не умрёт, пока не увидит Христа, родившегося от Девы Марии.
— Так значит, здесь на картине изображено Сретение! То есть встреча старца Симеона с младенцем Христом. Как я сразу не догадалась! Симеон был на тот момент глубоким стариком...
— Да, так и есть. Согласно Евангелию, ему было триста шестьдесят лет, когда он дождался исполнения пророчества. И вот на картине мы видим, как Симеон принимает из рук Девы Марии Младенца-Христа.
— С каким трепетом он берёт Спасителя на руки!
— Верно! Лицо старца выражает облегчение от того, что жизнь его, наконец, близка к завершению. И благоговейное отношение ко Господу, к Тому, Кто пришёл на землю, чтобы спасти человечество от смерти. Посмотрите, как художник изображает Христа. Он использует палитру светлых и тёмных, золотистых оттенков и, мастерски чередуя их, будто высвечивает фигуру Спасителя.
— Богородица тоже показана очень характерно. Она передаёт старцу Младенца в пеленах осторожно, со страхом Божиим, аккуратно поддерживая снизу Своё драгоценное Сокровище. А в верхней части картины парят два ангела, они несут ленту, на которой что-то написано... Но что же? Вы не знаете случайно?
— Здесь видна только часть надписи, но можно догадаться, что это цитата из Евангелия от Луки, только на латыни: «Nunc dimíttis sérvum túum, Dómine» (Нунк дими́ттис сэрвум туум, Доминэ). На церковнославянском строчка звучит так: «Ныне отпуща́еши раба Твоего, Владыко». Ангелы свидетельствуют о том, что пророчество исполнено: «Господь отпускает Симеона из земной жизни».
— А ещё в этой работе мне нравятся архитектурные детали. Например, посмотрите, какие величественные колонны художник изобразил на заднем плане.
— Это колонны Иерусалимского храма, куда Дева Мария и Иосиф Обручник (вот он, изображён справа от Богородицы) принесли Младенца-Христа на сороковой день. Симон Вуэ изображает элементы храма немного увеличенными. Таким образом он создаёт ощущение величия и торжественности момента.
— Симон Вуэ... Так получается, что художник написал своего небесного покровителя — старца Симеона!
— Да, вполне возможно. Признаться, я никогда не задумывалась об этом.
— Мне вот тоже в голову не приходило, что на картине написан знакомый с детства сюжет из Евангелия — Праздник Сретения Господня. Кто бы мог подумать! А ведь я почти каждый день прохожу мимо этого изображения. Где же находится сама картина?
— Она находится в музее Лувр, в Париже. А если я приобрету фотообои с её изображением — то смогу каждый день видеть замечательную работу художника Симона Вуэ «Принесение во храм» в своём доме.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.