
Люблю паломнические поездки. Отключиться от мирской суеты, погрузиться в иную жизнь, наполниться духовно. Дивеево, Оптина, Валаам — до чего места благодатные! Другим человеком возвращаешься. И хочется со всеми этой радостью поделиться. Поэтому везу друзьям памятные подарки — свечи, открытки, иконы. Целый список имён храню, кого хочется порадовать.
Понимаю, что духовный опыт не передашь в таком подарке. Но для меня это напоминание о моём благодатном состоянии в той или иной обители. Хотя бы так выразить свои чувства и, возможно, вдохновить дорогого человека на такую поездку.
Мечтаю на Соловки попасть, да всё никак. Желание с возможностями пока не совпадает.
И вот, недавно еду в метро. Достала молитвослов. Нечасто удаётся вот так помолиться в пути. Открыла акафист Пресвятой Богородице. И вдруг ко мне обращается девушка:
— Прошу прощения. Увидела, что Вы молитвы читаете и решила подойти. Я недавно вернулась с Соловков. Возьмите, пожалуйста, подарок оттуда.
С этими словами и улыбкой она вручила мне маленький свёрток и выскочила из вагона. Как раз была ее остановка. Я едва успела поблагодарить.
Заглянула в мешочек. Там лежала икона Савватия и Германа Соловецких, ладанка и магнитик с видом архипелага.
Дивны Дела Твои, Господи!
Я держала в руках святыни и не верила, что они так просто попали ко мне. Таким простым чудом. Конечно, я не смогла тут же осуществить свою мечту — поездку на Соловки, но, словно, получила приглашение, как будто, меня там ждут.
Радостью сердце наполнилось. Дома перед вечерним правилом поставила икону на полочку к остальным святыням. Перед сном вспоминала прошедший день и эту девушку. Интересно, почему она решила мне вручить такую ценность? Понимаю — везти гостинцы своим близким, но отдать вот так чужому человеку...
А чужой человек действительно является чужим? — подумала я.
Вспомнила притчу, которую нам оставил Господь в Евангелии от Луки. На вопрос некого законника — «а кто мой ближний?», Иисус рассказал историю про человека, который попал в руки разбойников. Двое прошли мимо избитого и обворованного бедолаги, а самарянин сжалился и помог ему — довез до гостиницы, дал денег на содержание. В конце рассказа Христос спросил законника: «Кто ближний пострадавшему?». И тот ответил: «Оказавший ему милость».
Так просто. Тот, кто нам оказал милость. И кому оказали милость мы. Я решила, что теперь из каждой поездки буду привозить святыни для друзей и ещё одну для кого-то, к кому ляжет душа, с кем захочется поделиться частичкой Божьей благодати. Возможно, и того человека вдохновлю на подобный поступок. И не прервётся нашей веры тоненькая нить.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.