Мама — мой самый большой и близкий друг. Божий подарок, который я получила от рождения. Я абсолютно уверена — от того, как и кто тебя воспитывает, зависит большая часть дальнейшего человеческого пути. Детство, обстановка в семье, образы твоих родителей — это главная стартовая площадка, твой космодром. И всем хорошим, что я, смею надеяться, во мне есть, я обязана родителям, в первую очередь, маме.
Мы очень близки. Живем в двадцати минутах езды друг от друга, часто видимся, и нет дня, чтобы не созвонились, а то и по нескольку раз. Но в силу ее возраста, я давно понимаю, что родной, любимый голос на другом конце провода, — это тоже подарок от Бога. И так будет не всегда.
В этот вечер я набрала ее номер. Мама сказала, что неважно себя чувствует. Я просила не волноваться. Сказала, что уже заканчиваю работу и еду к ней. Но когда через двадцать минут, выходя на улицу, я перезвонила, в трубке раздавались гудки — она не отвечала. Я судорожно набирала снова и снова, мобильный, домашний. Мамочка не выходит на связь! Я чувствовала: что — то произошло.
Животный страх, паника, невозможность помочь близкому человеку. Подобные чувства знакомы многим. Когда ты ругаешь себя, почему ты сейчас не с ней, не рядом? Почему ты вообще уехала? Пятый, десятый звонок, один за другим, и вдруг — ответила, но я услышала только стоны, дальше связь прервалась.
Пальцы не попадали на кнопки телефона, я звонила в службу спасения, скорую, объясняла ситуацию. Я далеко, в квартире мама, ей плохо, не отвечает. Умоляю спасателей вскрыть дверь. Сотрудники горячей линии сочувствуют, внимательны и даже пытаются меня успокоить, за что им отдельное спасибо. Но по закону, спасатели могут открыть дверь только в присутствии полиции и с письменного разрешения родственников. Все мои устные заявления о том, что ответственность я беру на себя, разрешаю ломать замок, поскольку смогу доехать только через час, не работают.
В квартиру проникнуть нельзя...
Конечно, я как верующий человек молиться стала сразу, с того момента, как все произошло. Многократно «Господи, спаси, сохрани и помилуй!». Все молитвы, что помнила. Но в тот момент, когда ты осознаешь, что сейчас от тебя ничего не зависит, минуты превращаются в часы, приходит особое понимание фразы: «Все в руках Божиих». Я стучалась молитвой в небеса! Звонила знакомым священникам с просьбой помолиться. Просила горячо, неистово. Умоляла Бога помочь любимому человеку!
Когда я влетела на седьмой этаж, возле двери стояли спасатели и полиция. Чудесные ребята, сотрудники спасательного отряда, сказали, что через дверь она им ответила, просто не может добраться до двери..
Молюсь. Благодарю за то, что жива. Не буду пересказывать все... Было высокое давление, гипертонический криз, мама упала, не могла встать и открыть дверь. Обошлось...
Господь милостив, дал нам время, чтобы еще в этой жизни побыть вместе. И это еще один подарок от Бога. Ты просила? На, Пожалуйста! И снова меня стал мучать вопрос, почему мы молимся горячо и от всего сердца в минуты опасности, почему ежедневно, когда встаем на молитву, часто просто машинально произносим слова, не вкладывая в них смысл, душу? Почему, так теплохлдадны? Ведь даже разговаривая с друзьями, мы бываем более вовлечены, эмоционально наполнены, чем в беседе с тем, кто дал нам абсолютно все!
Если бы мы каждый день молились столь же горячо, как в моменты, когда от этой молитвы зависит наша жизнь или жизнь близкого человека! Если бы так молились о спасении душ! Господь бы обязательно ответил: «Ты просила? На. Пожалуйста.»
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.