Десятилетняя Рейчел Карсон, дочь учительницы из маленького американского городка Спрингдейл, штат Пенсильвания, прыгала от радости: в местной газете опубликовали её рассказ! Девочка с восьми лет сочиняла: писала о красоте окружающего мира, о зверях и птицах, цветах и деревьях. Рейчел тонко чувствовала природу и восхищалась ею. Эту любовь ей с первых лет жизни прививала мама. Она водила Рейчел на долгие прогулки, рассказывала о растениях и животных. Говорила дочери: «Посмотри, какую гармонию создал Господь! Травы шелестят на ветру, цветы благоухают, птицы в ветвях деревьев поют на разные голоса. Мир прекрасен, но очень хрупок; береги его!» Всю свою жизнь Рейчел Карсон посвятила исполнению материнского завета. Она стала учёным-биологом и написала несколько произведений, которые в середине ХХ века кардинальным образом изменили отношение человека к природе.
В 1932-м году Рейчел защитила магистерскую диссертацию, посвящённую морской фауне. На эту её работу — научную, и вместе с тем написанную доступным, живым языком, обратили внимание эксперты из Бюро Рыболовства США. Ведомство предложило девушке должность младшего научного сотрудника. В обязанности Карсон входило создание сценариев для образовательных радиопередач, которые она сама же и вела. Разумеется, занималась она и исследовательской деятельностью — систематизировала данные о видах и популяциях рыб. В 1951-м году вышла её книга «Море вокруг нас» — о тайнах глубин, жизни морских обитателей и проблемах океана. Она сразу же стала бестселлером и признана лучшим произведением года в жанре научно-популярной литературы. А в 1952-м произведение Рейчел экранизировали. Картина завоевала премию «Оскар» в номинации «лучший документальный фильм». Но главное — после выхода книги о важности защиты океана и его обитателей всерьёз заговорили на государственном уровне. А Бюро рыболовства, где работала Карсон, переименовали в Службу охраны рыбных ресурсов и дикой природы.
Рейчел между тем уволилась из ведомства, чтобы посвятить себя исследованиям. Карсон изучала влияние на рыб нового пестицида — дихлордифенилтрихлорэтана, сокращённо — ДДТ. Этот порошок, с одной стороны, эффективно уничтожал насекомых, вредных для сельского хозяйства, а также переносчиков тифа и малярии. Однако в местах распыления ДДТ происходила массовая гибель рыбы в водоёмах, резко уменьшались популяции животных и птиц. Карсон была уверена, что вещество обладает свойством накапливаться в живых организмах и сказывается на здоровье их потомства. Увы, её исследования на эту тему отказывались публиковать — слишком выгодны были производство и продажа пестицида. И Рейчел решила: если её исследования не хотят печатать журналы, она опубликует их сама. В 1962-м году вышла её книга «Безмолвная весна». Резонанса, который она произвела на общество, не ожидал, пожалуй, никто. «Представьте себе, что однажды вы выйдете в сад, и не услышите пения птиц», — эту фразу из книги Рейчел цитировали американские средства массовой информации. Во властные структуры посыпались мешки писем от читателей, которые требовали обратить внимание на проблему. Писательницу приглашали на телевидение и радио. Она приходила и выступала несмотря на то, что в это самое время боролась с прогрессирующим онкологическим заболеванием. В конце концов, сам президент Джон Кеннеди поручил провести расследование. Эксперты признали: Рейчел Карсон права. В 1973-м году многие страны мира полностью отказались от использования опасного пестицида. Рейчел до этого момента не дожила — она скончалась в 1964-м. Впоследствии её назовут человеком, который основал экологию. Рейчел Карсон говорила: «Я чувствую себя связанной торжественным обязательством сделать всё, что могу для спасения красоты живого мира».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM