
Фото: PxHere
В 20-х годах XX века на Анзерском острове в Белом море было организовано шестое особое отделение Соловецкого лагеря. Старинный Голгофо-Распятский скит на Анзере превратили в тюрьму, где многие верующие приняли крестные муки во имя Христа.
Сегодня мы говорим о священномученике Петре Звереве и книге Михаила Захаровича Никонова-Смородина «Красная каторга».
Место действия — Анзерский остров в Белом море, Соловецкий лагерь особого назначения.
Время действия — конец 20-х годов XX века.
После революции 1917 года Пётр Зверев, архиепископ Воронежский и Задонский, стал непримиримым противником обновленческой церкви, которая поддерживала новый политический режим. За это владыка Пётр неоднократно подвергался преследованиям со стороны советской власти.
В 1927 году митрополит Пётр был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорён к 10 годам лишения свободы с отбыванием срока в Соловецком лагере особого назначения.
Митрополит Пётр Зверев и в неволе строго соблюдал молитвенное правило, и, пока была такая возможность, совершал богослужения в единственной уцелевшей на Соловецком острове церкви Онуфрия Великого.
В книге воспоминаний соловецкого узника Никонова-Смородина под названием «Красная каторга» есть описание праздничного пасхального богослужения в лагерной церкви.
Служил митрополит Пётр в сослужении двенадцати других иерархов. Запас риз в ризнице церкви был небольшой, и пришлось монахам несколько риз сшить из мешков. Незабываемая была служба. Крестный ход вокруг церкви без колокольного звона и соловецкое особое пение на древний образец, вызывали у всех слёзы.
Узники Соловецкого лагеря были свидетелями того, как постоянно ужесточались условия содержания ссыльного духовенства. Лагерное начальство закрыло храм Онуфрия Великого, запретило богослужения и отобрало у священнослужителей антиминс —освящённый плат, на котором службы можно проводить вне церковных стен.
Митрополит Пётр Зверев не пережил Соловецкой каторги. В январе 1929 года он заболел тифом и был помещён в тифозный барак в Гологофо-Распятском скиту на острове Анзер. Там же, проболев две недели, владыка скончался. Вопреки запретам начальства, митрополита Петра облачили в монашеские одежды, вложили в его руки крест, чётки и совершили над ним отпевание.
Все заключённые Соловецкого лагеря знали, что на острове Анзер скончался праведник. Это общее чувство выразил на страницах книги «Красная каторга» соловецкий узник Михаил Захарович Никонов-Смородин, отбывавший в лагере наказание за своё белогвардейское прошлое.
Решимость митрополита Петра не вступать ни в какие компромиссы с властью тёмных сил была общеизвестна в кругах концлагернаго духовенства. И вот, истощив все средства использовать первоиерарха в своих замыслах против Церкви, тёмные силы его убили. Вечная память стойкому борцу и мученику.
В двухтысячном году митрополит Пётр Зверев был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Вечная память верному сыну Церкви.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер