
Фото: PxHere
«В тесноте Ты давал мне простор», — благодарит Бога в одном из своих псалмов царь Давид. Мученики за веру, прошедшие в годы большевистских гонений тюрьмы и лагеря, знают, что и в неволе можно остаться свободным.
Сегодня мы говорим о священномученике Иларионе Троицком и книге Олега Волкова «Погружение во тьму».
Место действия — остров Соловки, Соловецкий лагерь особого назначения.
Время действия — 1927 год.
Писатель Олег Васильевич Волков прожил девяносто шесть лет, из них 28 лет он провел в тюрьмах и лагерях, о чем написал книгу «Погружение во тьму».
Олегу Волкову было 27 лет, когда его арестовали за якобы контрреволюционную пропаганду и в 1927 году отправили в СЛОН (как сокращенно назвали Соловецкий лагерь особого назначения).
В лагере его другом и наставником стал Георгий Михайлович Осоргин — человек глубоко верующий, который с твердостью заявлял на допросах: «Я — монархист и православный». Он-то и познакомил Олега Волкова с Иларионом Троицким, архиепископом Верейским, тоже в это время отбывавшим ссылку на Соловках.
...Иногда Георгий уводил меня к епископу Иллариону, поселённому в Филипповской пустыни, верстах в трёх от монастыря. Числился он там сторожем. Георгий уверял, что даже лагерное начальство поневоле относилось с уважением к этому выдающемуся человеку...
Верный сподвижник патриарха Тихона — они вместе боролись против церковных реформаторов, действующих в угоду советской власти — владыка Иларион Троицкий был арестован и попал на Соловки в 1924 году. По воспоминаниям очевидцев, он и в неволе сохранял радостное, пасхальное состояние духа и стал духовным отцом для многих солагерников.
Будущий писатель Олег Волков увидел, насколько прост был в общении владыка Иларион.
Мы подошли, владыка Иларион благословил нас и тут же, как бы стирая всякую грань между архиепископом и мирянами, прихватил за плечи и повлек к столу. И был так непринуждён, так славно шутил, что забывалось о его учёности и исключительности, выдвинувших его на одно из первых мест среди тогдашних православных иерархов.
На Соловках владыка Иларион стал одним из авторов так называемой «Соловецкой декларации», выражавшей взгляд находящихся в заключении епископов на отношения церкви и государства. Этот документ способствовал преодолению раскола в Церкви.
Олег Волков запомнил, с какой верой владыка Иларион говорил о будущем Русской Православной Церкви.
— Надо верить, что церковь устоит, — говорил он. — Без этой веры жить нельзя. Пусть сохранятся хоть крошечные, еле светящие огоньки — когда-нибудь от них всё пойдёт вновь. Без Христа люди пожрут друг друга.
Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона заканчивался, но его вновь осудили на три года и по этапу отправили в Среднюю Азию. В одной из пересылочных тюрем святитель Иларион заразился сыпным тифом, его привезли в Ленинград и поместили в тюрьму.
Священномученик Иларион Троицкий умер 28 декабря 1929 года в возрасте 43-х лет. Перед смертью он несколько раз повторил: «Вот теперь я совсем свободен».
Свою книгу воспоминаний Олег Волков называл «Погружение во тьму»: Богоборческую советскую власть он воспринимал как тьму, окутавшую Россию. Но в этой тьме сияли огни непоколебимой веры — люди, многие из которых теперь причислены к лику святых.
И один из них — священномученик Иларион Троицкий.
Все выпуски программы Прообразы
«Богословие храмового пространства». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о храмовом пространстве и о тех смыслах, которые заключены в особенностях храмовой архитектуры.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«XIX кинофестиваль «Русское зарубежье». Сергей Зайцев
У нас в гостях был президент фестиваля «Русское Зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский Путь» Сергей Зайцев.
Мы говорили о XIX Международном кинофестивале «Русское Зарубежье» о его программе, а также о том, как через фильмы можно говорить о жизни русских людей вне России и о сохранении любви к Родине.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер







