В 1584 году после смерти царя Иоанна Грозного его младший сын Дмитрий вместе с матерью был отправлен из Москвы в городок Углич. Царевичу Димитрию не пришлось властвовать на московском троне — ему суждено было прославиться в лике святых.
Сегодня мы говорим о благоверном царевиче Димитрии Угличском и романе Владислава Бахревского «Смута».
Место действия — город Углич.
Время действия — 1591 год по Рождестве Христовом.
В романе Дмитрия Бахревского «Смута» мы видим царевича Димитрия восьмилетним отроком, зимним утром накануне праздника Рождества. Узнав, что по его приказу слуги построили на Волге ледяной дворец, царевич Димитрий радостно бежит на крепостную стену Углича полюбоваться сооружением из сверкающих глыб льда.
Он разглядел наконец хрустальный город. С башней, с луковками, с куполами, со стеной зубчатой.
— Москва! — узнал царевич. — Это же моя Москва!
Десятилетние ребятки — Петрушка, Баженко, Ивашка, Гришка — взбежали на стену, и царевич, обнимая по очереди каждого левой рукой, правой показывал на дворец, приговаривал:
— Видишь? Вот и Кремль мой таковский.
Царевич Дмитрий велел построить ледяной город не только ради забавы, а с тайным умыслом. Из разговоров взрослых он знал, что в Москве притаилось много врагов, желающих его смерти...
Его старший брат, царь Федор Иоаннович, оказался не в силах самостоятельно управлять государством, и бразды правления в свои руки взял властолюбивый боярин Борис Годунов. Поговаривают, что он сам мечтает сесть на московский трон, если бы не законные наследники царя Иоанна Васильевича, Рюриковичи.
Царевич Димитрий хоть и мал по летам, а поименно знает своих недругов в Москве и даже придумал, как их наказать...
— Оська! — позвал царевич слугу. — Шли сторожей на Волгу. Пусть снежных баб катают. И чтоб каждая баба была точь-в-точь как бояре — враги мои. Самая толстая чтоб была как Бориска Годунов, а другая чтоб как дядька мой, бросивший меня, чтоб как Богдашка Бельский. И Шуйский чтоб был... А не получится похоже — буквами напишите. Ставь тотчас, мы на них воевать пойдем.
В романе «Смута» Владислав Бахревский раскрывает внутренний мир царевича. В игре возле ледяного дворца Димитрий проявляет редкую смекалку и отвагу, и сам вызывает на рукопашную самого сильного из слободских ребят по прозвищу Огурец. Во время схватки царевич применяет ловкий маневр, выныривая из шубы и неожиданно нападая на противника.
Огурец, обнимая мягонькую царевичеву шубу, лежит спиной на снегу, и на его лице огромное уважение. Царевич подаёт Огурцу руку, помогает подняться. Надевает шапку, шубку. И кричит своим:
— Всё! Битвы не будет. Мы в дружбе с Огурцом.
И целует побеждённого:
— Я тебя в свою дружину беру.
Эта зима — с ледяным дворцом на Волге и мальчишескими играми — стала последней в жизни царевича Димитрия.
Через несколько месяцев Россия вздрогнет от известия о внезапной и загадочной смерти восьмилетнего царевича Дмитрия в Угличе.
15 мая 1591 года в полдень царица Мария выбежала из своих покоев, услышав крик, и увидела во внутреннем дворе Угличского дворца лежащего в крови сына со смертельной раной в горле.
Прибывшая из Москвы следственная комиссия установила, будто бы царевич Димитрий во время приступа падучей болезни упал на нож и сам себя зарезал. Впрочем, через несколько лет, стоявший во главе комиссии князь Василий Шуйский, объявит во всеуслышание, что царевич Дмитрий был убит заговорщиками с подачи Бориса Годунова.
В 2012 году роман Владислава Анатольевича Бахревского «Смута» стал номинантом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В этом произведении много смелого, необычного, в том числе — попытка показать внутренний мир святого благоверного царевича Димитрия Углицкого.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер