«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их», — писал в одном из посланий апостол Павел о пастырях Церкви, пострадавших в годы гонений.
Сегодня мы говорим о священномученике Владимире Богоявленском и книге протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики российские».
Место действия — город Киев.
Время действия — 1918 год.
В истории Русской Церкви Владимир (Богоявленский) был единственным иерархом, который последовательно занимал все три митрополичьи кафедры — Московскую, Петербургскую и Киевскую.
Этот архипастырь с первых же дней революции 1917 года в полной мере ощутил на себе давление безбожной власти и предчувствовал, что ему придётся пострадать за Христа.
Вот как говорится об этом в книге Михаила Польского «Новые мученики российские».
12 декабря 1917 года во время приёма владыка сказал: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру Православную, чтобы только не дать врагам Её посмеяться над Нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России, там, где оно началось». Сказав эти слова, владыка митрополит сильно и горько заплакал.
В январе 1918 года в Киеве началась гражданская война.
В Киево-Печерскую Лавру, где находилась резидента митрополита Владимира, явились вооруженные солдаты, обвиняя монахов, будто бы они на своей территории прячут оружие.
После обыска, который, разумеется, ничего не дал, семидесятилетнего митрополита Владимира под конвоем повели на допрос в комендатуру. Наутро его тело нашли за воротами лавры, с огнестрельными и многочисленными штыковыми ранами.
Последний из лаврской братии, кто видел владыку в живых, был старый келейник Филипп, рассказавший, что митрополит, которого вели вооружённые люди, был спокоен — словно шёл на служение литургии.
Нашёлся и свидетель последних минут жизни митрополита Владимира. Его свидетельство вошло в книгу священника Михаила Польского «Новые мученики российские», изданную в 50-х годах XX века за границей.
Когда убийцы вывели владыку за ворота, то он спросил: «Вы здесь меня хотите расстрелять?» Один из палачей ответил: «А что ж, церемониться с тобой что ли?» Тогда митрополит попросил у них разрешения помолиться Богу, на что последовал ответ: «Только поскорей». Воздев руки к небу, владыка молился вслух: «Господи, прости мои согрешения вольные и невольные и прими дух мой с миром!» Потом благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас да простит».
О прощении своих убийц молился современник Христа диакон Стефан — первый мученик в истории христианства.
В январе 1918 года слова той молитвы повторил митрополит Владимир (Богоявленский) — первомученик в длинном ряду убиенных в годы советской власти православных архиереев.
16 февраля 1918 патриарх Тихон открыл заседание второй сессии Церковного Собора с новости о зверском убийстве в Киеве митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского).
Весть о мученической кончине старейшего иерарха России глубоко взволновала всех членов Собора.
Собор установил в день смерти митрополита Владимира совершать ежегодное молитвенное поминовение всех усопших во время гонений исповедников и новомучеников Русской Церкви — и это соблюдается и по сей день.
Все выпуски программы Прообразы
Завтра может быть поздно. Мария Чугреева
В одной книге недавно я прочитала прекрасное изречение святой мученицы, императрицы Александры Федоровны Романовой: «Наполните любовью свои дни. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас. Завтра может быть слишком поздно. Если сердце жаждет слов одобрения, благодарности, поддержки, скажите эти слова сегодня».
Если вдуматься, порой на какие суетные и пустые вещи уходит наша жизнь. Сколько времени утекает на ненужные разговоры, соцсети, бытовые дела, безусловно, важные, но не первостепенные. Мы откладываем на потом поездку к пожилым родственникам, друзьям, которых не видели много лет, испытываем порыв поехать куда-то в качестве волонтера, но это так и остается порывом. А оправдать себя можно фразой «некогда, так мало времени». Его действительно мало!
Можно рассуждать о фатальности, говорить, что не все зависит от тебя. Но угрызения совести — то самое явление, мерило, которое и показывает, что от тебя зависит, и многое зависит, что ты могла сделать больше.
К сожалению, наше время можно назвать «веком равнодушия». Если лет сорок назад к лежащему на земле человеку подбежали бы сразу несколько прохожих, начали бы оказывать помощь, спешно вызывать скорую, я хорошо это помню, то сейчас скорее, большинство пройдет мимо, мол, «выпил, сам виноват».
Мы торопимся на работу, но не торопимся согреть словом, успокоить, поддержать, одарить, помочь, поучаствовать, просто побыть рядом. Как страшно не успеть! Известно, что Александра Федоровна, в разлуке с любимым супругом писала трогательные письма, наполненные любовью и заботой. Каждый день. Потому, что для них не было слова «потом», было только «сейчас», и поэтому они успели!
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
«Троице Единосущная, помози ми родиться заново»
Троице Единосущная, помози ми родиться заново. Напрасно мучаюсь, стараясь очиститься в русле полном грязи, по которому течёт река жизни моей. Не защитится мне от потоков мутных, стекающих с долины в реку мою.
Возведи меня на гору высокую и вновь сделай меня источником чистым. Даю обет Тебе — побегу по камням горным и не помутнею более. Отразишь Ты лице Своё во мне и узнаешь Его. Ангелы Твои станут спускаться в меня и нечистоты не почувствуют.
Ни одна ива не бросит тени на воду мою, и ни одна змея не отважится плыть по водоворотам моим ледяным.
Помоги мне только начать сначала... Даю обет Тебе — соткать новую ризу из нитей новых. Довольно я намучился, латая одежды ветхие новыми заплатами. Отрывались заплаты, рассыпалось старьё, и нагота нечистая ударяла стыдом по лицу.
Об одном рождении молю Тебя, о рождении от Духа. Рождён я от воды и крещён водою и влачусь по земле мутным потоком.
Се, рождение от воды лишь прообраз рождения от Духа. И крещение водой — прообраз крещения огненного.
Водой закаляются воины — Духом победители созидаются.
Не попусти, Господи, воину Твоему биться до конца жизни, не попусти воину Твоему поражения в той битве.
Да родится во мне победитель, который не усомнится ни на миг, что рождён для победы.
Вода рождает войско поражения, Дух рождает войско победы.
Троице Единосущная, помози ми родиться заново. Да явится во мне человек, каков он в замысле Твоём от начала времён. Силою Твоей препоясанный, Мудростью Твоей увенчанный, Чистотою Твоей осиянный.
Чтобы Ты входила чрез очи мои, а не мир.
Чтобы Тебя лишь сердце моё жаждало.
Чтобы от Тебя только душа моя во чреве имела.
Не оставь меня, Троице Пресвятая, да не умру я ветхим человеком, да не изорвусь как платье ветхое, тщетно латанное и не залатанное.
Мир ветхость внёс в душу мою. По всей душе печатей своих наставил, чтобы болела от них она, чтобы умерла, страхами наполнившись.
Когда родится вновь душа моя в костях моих, тогда и кости обретут силу и молодость. И одна лишь печать в душе моей будет — печать Духа Святого. Всуе мир будет трудиться заклеймить меня, словно овцу, не найдёт он места для клейма своего. Ибо Твоей печатью новорождённый отмечен будет, Твоей жизнью исполнен, Троице Единосущная Животворящая.
8 сентября. О молитвах к Божьей Матери
Сегодня 8 сентября. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
О молитвах к Божьей Матери, — священник Николай Конюхов.