Юродивые Христа ради часто терпели насмешки от окружающих, лишь со временем открывалось значение их подвигов. И порой это значение, без преувеличения, было историческим.
Сегодня мы говорим о блаженном Андрее, Христа ради юродивом, и романе Александра Красницкого «Гроза Византии».
Место действия — Константинополь — столица Византийской империи.
Время действия — IX век по Рождестве Христовом.
Во второй половине IX века отряд под руководством двух киевских князей — Аскольда и Дира — на больших ладьях совершили поход по Днепру и Чёрному морю на Византию. Дружина, состоявшая из славян и варягов, как называли на Руси выходцев из Скандинавии, с моря осадила Константинополь — столицу Византии — и приготовилась к нападению.
Незваные гости появились в то время, когда византийский император Михаил Третий увёл свои войска сражаться против арабов. Спасти город от захвата и разграбления могло только чудо.
Вот о чём мучительно размышлял в своих покоях Константинопольский патриарх Фотий, когда ему доложили о приходе городского юродивого Андрея.
Вот как представлена эта сцена в историческом романе писателя рубежа XIX-XX веков Александра Красницкого «Гроза Византии».
Вошёл седой, сгорбленный старик с вдохновенными, сияющими юношеским блеском, глазами; одежда его была вся изорвана и в пыли, из-под неё виднелись железные вериги, опоясывавшие стан и грудь. Старик, войдя, воскликнул:
— Чудо! Пресвятая Пречистая Дева... Там на небе... Я Её видел, Она была видна над Влахернским храмом! Она покрывала своей ризой храм... Чудо!
Патриарх припомнил этого Андрея...
Блаженный Андрей был славянином и жил в Константинополе. Однажды в храме он сподобился чудесного видения, после чего принял на себя подвиг юродства. Андрей стал ходить по улицам города в рубище и жить подаянием, благодушно терпя насмешки и оскорбления от тех, кто считал, будто его разум помутился. Впрочем, люди всё чаще замечали глубокий тайный смысл в речах и предсказаниях блаженного Андрея.
Вот и патриарх Фотий сразу же поверил Андрею, который уверял, что видел на небе Пресвятую Богородицу, и призывал жителей Константинополя идти во Влахернский храм, где хранилась великая христианская святыня — риза, то есть облачение Девы Марии.
После соборной молитвы в храме греки крестным ходом обнесли ризу Пресвятой Богородицы вокруг стен города — и случилось чудо.
На море внезапно поднялась сильная буря, разметавшая ладьи неприятеля. Город был спасён.
Но миссия блаженного Андрея на этом не закончилась. В романе Красницкого «Гроза Византии» он бесстрашно отправляется на берег моря, где незваные гости чинят оставшиеся ладьи, чтобы двинуться обратно.
— Видел ты чудо? — спрашивал Андрей предводителя варягов, следуя за ним по пятам.
— Убедился ты, что велик наш Бог? Обратись к Нему, уверуй в Него!...
— Он не примет меня, я шёл против него...
— Милостив Он! Нет грешника, который не был бы прощён при истинном раскаянии.
Сам не сознавая почему, Аскольд жадно прислушивался к словам старика...
Известно, что в IX веке от Рождества Христова воинственные язычники Аскольд и Дир приняли в Константинополе крещение и заключили с Византией мир. С этого времени историки начинают отсчёт постепенного распространения христианской веры на Руси.
В романе Красницкого «Гроза Византии» обращение киевских князей ко Христу происходит после встречи с блаженным Андреем, Христа ради юродивым.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова