
Фото: PxHere
Юродивые Христа ради часто терпели насмешки от окружающих, лишь со временем открывалось значение их подвигов. И порой это значение, без преувеличения, было историческим.
Сегодня мы говорим о блаженном Андрее, Христа ради юродивом, и романе Александра Красницкого «Гроза Византии».
Место действия — Константинополь — столица Византийской империи.
Время действия — IX век по Рождестве Христовом.
Во второй половине IX века отряд под руководством двух киевских князей — Аскольда и Дира — на больших ладьях совершили поход по Днепру и Чёрному морю на Византию. Дружина, состоявшая из славян и варягов, как называли на Руси выходцев из Скандинавии, с моря осадила Константинополь — столицу Византии — и приготовилась к нападению.
Незваные гости появились в то время, когда византийский император Михаил Третий увёл свои войска сражаться против арабов. Спасти город от захвата и разграбления могло только чудо.
Вот о чём мучительно размышлял в своих покоях Константинопольский патриарх Фотий, когда ему доложили о приходе городского юродивого Андрея.
Вот как представлена эта сцена в историческом романе писателя рубежа XIX-XX веков Александра Красницкого «Гроза Византии».
Вошёл седой, сгорбленный старик с вдохновенными, сияющими юношеским блеском, глазами; одежда его была вся изорвана и в пыли, из-под неё виднелись железные вериги, опоясывавшие стан и грудь. Старик, войдя, воскликнул:
— Чудо! Пресвятая Пречистая Дева... Там на небе... Я Её видел, Она была видна над Влахернским храмом! Она покрывала своей ризой храм... Чудо!
Патриарх припомнил этого Андрея...
Блаженный Андрей был славянином и жил в Константинополе. Однажды в храме он сподобился чудесного видения, после чего принял на себя подвиг юродства. Андрей стал ходить по улицам города в рубище и жить подаянием, благодушно терпя насмешки и оскорбления от тех, кто считал, будто его разум помутился. Впрочем, люди всё чаще замечали глубокий тайный смысл в речах и предсказаниях блаженного Андрея.
Вот и патриарх Фотий сразу же поверил Андрею, который уверял, что видел на небе Пресвятую Богородицу, и призывал жителей Константинополя идти во Влахернский храм, где хранилась великая христианская святыня — риза, то есть облачение Девы Марии.
После соборной молитвы в храме греки крестным ходом обнесли ризу Пресвятой Богородицы вокруг стен города — и случилось чудо.
На море внезапно поднялась сильная буря, разметавшая ладьи неприятеля. Город был спасён.
Но миссия блаженного Андрея на этом не закончилась. В романе Красницкого «Гроза Византии» он бесстрашно отправляется на берег моря, где незваные гости чинят оставшиеся ладьи, чтобы двинуться обратно.
— Видел ты чудо? — спрашивал Андрей предводителя варягов, следуя за ним по пятам.
— Убедился ты, что велик наш Бог? Обратись к Нему, уверуй в Него!...
— Он не примет меня, я шёл против него...
— Милостив Он! Нет грешника, который не был бы прощён при истинном раскаянии.
Сам не сознавая почему, Аскольд жадно прислушивался к словам старика...
Известно, что в IX веке от Рождества Христова воинственные язычники Аскольд и Дир приняли в Константинополе крещение и заключили с Византией мир. С этого времени историки начинают отсчёт постепенного распространения христианской веры на Руси.
В романе Красницкого «Гроза Византии» обращение киевских князей ко Христу происходит после встречи с блаженным Андреем, Христа ради юродивым.
Все выпуски программы Прообразы
Псалом 114. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена люди предпочитали глупости мудрость и безрассудству рассудительность. Библию нередко считают мудрой книгой, но к какой мудрости она на самом деле призывает? Ответить на этот вопрос помогает 114-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 114.
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё;
2 приклонил ко мне ухо Своё, и потому буду призывать Его во все дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.
Со времён эпохи Просвещения люди поверили в одну не вполне очевидную идею: уровень счастья зависит от уровня образования. Естественно, не все и не сразу бросились учиться, и все мы помним из школьной программы комедию «Горе от ума», герой которой говорил: «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь». Однако ХХ век — это век всеобщего образования. Впрочем, в первую очередь образования ума, но не образования души или духа. Ведь жизненный опыт со всей очевидностью свидетельствует о том, что можно быть образованным и в своей сфере даже очень умным, но не быть мудрым. Человек бывает способен помнить множество фактов, понимать сложные формулы, но не помнить о семье, которая нуждается в заботе, и не понимать важности общения с близкими. Иногда он умеет совершать сложнейшие операции скальпелем или хирургической иглой, но не умеет управлять собственным языком.
Псалом, который мы сейчас услышали, ничего не говорит не только об образовании, которое, кстати, во времена псалмопевца было связано со знанием Писания и особенно закона Моисеева, он ничего не говорит и о мудрости. По крайней мере на первый взгляд. Перед нами хвалебная молитва того, кто претерпел испытания, смертельно заболел и очень сильно страдал, но получил избавление от Господа. Но что же в итоге помогло ему искать помощи у Бога? Ответ очень необычный, и он звучит буквально через всё Писание. Псалмопевец говорит: «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне». Слово, которое перевели как «простодушный» также означает простеца, человека наивного, иногда даже глупого. Но что же это за простота? Это та самая простота доверия, которого не хватило первым людям, решившим познать добро и зло без Бога, это отказ от мудрости мира, которая пытается жить своими силами. Важно понимать, что эта простота не противоречит знанию или образованию как таковому, ведь Сам Господь создал человека разумным и повелел нарекать имена животным, Сам повелел познавать их и проникать в их суть.
Но легко ли быть по-настоящему простым? Нет, конечно. Подлинная простота требует подвига самоотречения и внутренней смелости. Это не простота беспечных и ленивых глупцов, которых многократно обличает Соломон в книге Притчей, но простота человека трудолюбивого, думающего, устраивающего свою жизнь в меру сил, но в то же время осознающего, что покой, которого он ищет, находится не во множестве знаний и трудов, а в доверии Богу, в надежде на Него. Почему псалмопевец и говорит: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя». Вслед за ним так мог сказать человек прошлого, не имеющий образования и ничего не знающий об устройстве вселенной, но может сказать признанный учёный, познающий тайны мироздания. Эта мудрость подходит всякому, но в современном мире оказывается трудно достижимой. Нас окружают бесконечные курсы и тренинги. Мы боимся опоздать и не узнать чего-то важного, того, что сделает нас конкурентноспособными, нужными, умеющими выживать и выходить вперёд. Давид, как и прочие авторы псалмов, тоже не сидел сложа руки, но умел за всей будничной суетой видеть главное, отчего и переживание этой суеты ощущалось им по-иному, ему было проще, потому что он не пытался всё сделать сам, но даже занимая активную позицию, в итоге полагался на Бога.
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер











