
Фото: PxHere
— Ух ты! Дядя Андрей, посмотри какие скалы! Вот бы там побывать!
— Паша, ну время ли сейчас о путешествиях думать? У тебя же экзамен через два дня! Я думал, ты готовишься за ноутбуком.
— Я и готовлюсь! У меня по мировой художественной культуре зачёт будет, вот, изучаю изобразительное искусство начала двадцатого столетия. А горы мне понравились на картине Виктора Зарубина «Голос тишины».
— Ну-ка, ну-ка... Прекрасный образец русской живописи Серебряного века! Это 1907 год. Я видел полотно «Голос тишины» в Севастопольском художественном музее. Но даже на экране компьютера впечатляет. Ты только посмотри, как выстроена композиция! Пять монахов сидят на каменной скамье на фоне величественного вечернего пейзажа. Бескрайнее небо подёрнуто дымкой, река по диагонали картины стремится к горизонту.
— А между монахами и речной долиной — скалы! Скажи, невероятные?
— Потрясающие! Белоснежные меловые выступы — их называют Святые горы.
— А где это?
— На правом берегу реки Северский Донец под Донецком. Там расположен древний православный монастырь — Успенская Святогорская лавра. На картине Виктор Зарубин обозначил её куполом. Вот он виднеется среди деревьев.
— Монахи как раз оттуда?
— Да. Хотя в данном случае этот факт не столь важен. Художник стремился не просто показать фрагмент из жизни конкретной обители, а раскрыть суть монашества.
— И в чём же она?
— А вот смотри. Скамья, на которой сидят монахи, расположена на высоком берегу, над просторами Северского Донца. Но бескрайнюю перспективу от них скрывает меловой утёс. Он словно стена, ограждающая от внешнего мира. Так образно Виктор Зарубин изобразил уединение. Иноки отказались от мирской многоголосицы и внимают голосу тишины.
— Мне кстати, название картины — «Голос тишины», не очень понятно. Ведь одновременно тишина и голос не могут быть, тут или — или.
— Да, выражение «голос тишины» — это оксюморон, образное сочетание противоречащих друг другу понятий. Именуя так свою картину, Виктор Зарубин подчеркнул, что жизнь монахов выходит за пределы естественного хода вещей. Устремляясь в постоянной молитве мыслями ко Христу, они избавляются от внутреннего шума.
— Внутреннего шума?
— Ну да. Суетных мыслей, пустых переживаний. Раздражительности, зависти и прочих страстей. Ведь можно молчать, и все источники информации выключить, а в голове всё равно будет гам, как на базаре.
— О, да! Сам этим мучаюсь!
— Все мучаются, да не все осознают это. А монахи жизнь посвящают тому, чтобы обрести тишину, которая имеет голос. Это не физические звуки, а внутренний камертон, который настраивает душу на исполнение заповедей, помогает хранить память о Боге. Дарит радость о Нём.
— Мне кажется, Виктор Зарубин в своей работе «Голос тишины» смог эту радость передать.
— Так, что хочется отправиться в путь, чтобы прикоснуться к ней — на берег Северского Донца, к меловым скалам Святогорского монастыря.
Картину Виктора Зарубина «Голос тишины» можно увидеть в Севастопольском художественном музее имени Михаила Крошицкого.
Все выпуски программы: Краски России
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов