
Прочитала в благодарственном акафисте «Слава Богу за всё» такие слова: «И птицы и звери носят печать Твоей любви». То есть братья наши меньшие даны нам Господом в знак Его любви к нам. А как мы к этой любви относимся? Бережём её? Ценим?
Вспомнилось, как у меня появилась первая собака. Я живу в частном доме в поселке. Помню, была ранняя весна. Но уже тепло. Я спала с открытыми окнами. И уже несколько ночей меня будил собачий вой. Вернее, он не прекращался всю ночь. Возможно, соседи уехали в отпуск, а собачка тосковала по ним. Я знала эту семью. Они отлучались не первый раз, но первый раз так надолго. Их собака Маха — хаски. У этой породы даже не вой, а такой заунывный плач. Звучит душераздирающе.
Наконец я решилась залезть на забор и посмотреть, что происходит с животным. Маху оставили сидеть на цепи возле будки. Цепь эта застряла между гвоздей и приковала собаку к будке в полусидящем положении. Почти не могла двигаться.
Я перелезла на территорию соседей. Отцепила собаку, чтобы она смогла размяться. И заметила, что миска с водой разлилась. А миски с едой вообще не было. Значит, все эти дни животное мучалось от голода и жажды. Хозяева не удосужились поручить животное кому-нибудь из соседей.
Я открыла калитку изнутри и сбегала к себе за бутылкой воды. Не успела наполнить миску, Маха стала жадно ловить струю воды налету. Сердце защемило от жалости. В голове стучала мысль — где же хозяева???
Я стала навещать Маху каждый день. Кормила, поила и выгуливала её, чтобы она пробежалась, размяла мышцы. Это активное животное. Тем более хаски. С ними нужно очень много ходить. Я водила Маху в лес, поля. Сколько было у неё радости!
Недели через две появился пропавший махин хозяин. Я увидела в окно, как он суетливо бегал между домом и машиной, грузил вещи. Подошла, спросила:
— Привет! Как дела-то?
— Да, плохо. С работой беда. Арендатор поднял цену за эту дачу, съезжаем вот.
— А как же собака?
— А что собака? Мне самому жить негде — ответил сосед.
Мимо в этот момент проходил сосед, друг моей семьи. Он слышал наш разговор. Вздохнул и сказал: «Каждый год одно и то же. Потом животные по всему посёлку бегают. Одни бросают. Хорошо, если найдутся те, кто подберёт».
У меня никогда не было собаки, более того, у меня есть кошка. Они вряд ли подружатся — размышляла я. Да и с собакой гулять же надо. А времени и самой пройтись не всегда хватает.
Всё это время Маха стояла рядом. Я посмотрела в её полные недоумения глаза. В них был вопрос — что со мной будет дальше? Она понимала, что решается её судьба. И я остро почувствовала — я уже её полюбила, она уже моя.
— Прости, а ты не будешь возражать, если я заберу собаку себе? — спросила я соседа.
— Да забирай, пожалуйста.
Я взяла Маху на поводок, и мы ушли домой. В наш теперь общий дом.
Так у меня появилась Маха. Хотя я совсем не собачница. Очень боялась, что не справлюсь. Много тревог было.
Говорят, что хаски — собаки характерные, требовательные, гиперактивные. Маха на удивление кроткая, чуткая, очень нежная. Она подстраивается под всю семью. Друзья удивляются, что она такая воспитанная. А мне даже не пришлось прибегать к помощи кинолога.
Думаю, что просто она благодарная. За то, что её приютили и полюбили, Маха отвечает покладистым характером.
Когда вечером после прогулки мы сидим на крылечке у дома, собака кладёт мне голову на колени. Я глажу её по голове и вспоминаю строчку из того же чудного акафиста «Слава Богу за всё»: «Слава Тебе за кротость животных, служащих мне».
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Деревянные церковные сокровища в собраниях ГИМа». Наталья Углева

У нас в студии была заведующая отделом дерева и мебели Государственного исторического музея Наталья Углева.
Мы говорили о том, какие удивительные деревянные церковные сокровища хранит Исторический музей, и о том, чем интересны коллекции мебели и чем они могут помочь в изучении истории.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер