Когда я стала много времени проводить в храме, мама моя радовалась и с надеждой говорила: «Вот выйдешь на пенсию — глядишь, в церкви трудиться будешь». Но это произошло гораздо раньше, чем она предполагала.
Все больше и больше втягивалась я в церковную жизнь, не только молилась на богослужениях, но и выполняла разовые послушания — то подсвечники почищу, то в трапезной обед готовить помогу. А потом появилось и постоянное дело: милостью Божией я начала петь в так называемом «левом», то есть народном, хоре.
Стало сложно совмещать график работы на телевидении с церковным календарем. Ведь православные праздники не только на выходные попадали. И наоборот — съемки и монтаж телепрограмм часто назначались на воскресный день, когда всей душой я стремилась в храм, на Божественную литургию.
Сама бы я ещё долго не решилась кардинально изменить свою жизнь., но Господь помог. Так случилось, что телестудия, в которой я трудилась много лет, в силу различных обстоятельств перестала существовать. Мой профессиональный опыт и, конечно, многочисленные друзья в телевизионном мире позволяли при желании устроиться на новую работу в этой же сфере. Но... я почему-то не торопилась. Некоторое время просто наслаждалась возможностью бывать в храме, когда хочу, не пропуская важных служб.
Вот тут-то мне и предложили постоянную работу в храме. Я не задумываясь согласилась.
Правда, далеко не все родные и друзья с пониманием встретили мое решение. «Как же так? — недоумевали любящие меня люди, — Ты же специалист! У тебя университетское образование, красный диплом, опыт, в конце концов! Разве не это называется "зарыть талант"? Ведь вряд ли твои журналистские и редакторские навыки нужны в храме!»
И, знаете, они ошиблись! Редакторство — оно как вторая натура, от него никуда не денешься, везде найдёшь текст, который можно и нужно улучшить. И в храме тоже.
Начнем с записок о здравии и упокоении. Порой они выглядят настоящей шифровкой. И моя задача ее понять, пока заказывающий поминовение не успел уйти. Например, выяснить, за кого нужно молиться, за Александра или Александру. Валентина или Валентину. Ведь тут все решает падеж?
Причём, интересная история получается. Из 10-15 имён в записке сразу вижу именно те, которые написаны неправильно. Они, эти ошибки, честное слово, так и прыгают мне в глаза! Словно, беззвучно кричат: «Исправь нас, пожалуйста!» Все Иоаны с одной «Н», Деонисии через «Е», Фатинии через «А»...
Приходящие в храм не обижаются на мои правки, благодарят и даже начинают задавать вопросы, касающиеся других сторон церковной жизни. Тут, кстати, журналистские навыки ведения беседы тоже пригождаются.
Редакторские знания помогают мне и как регенту, то есть руководителю храмового хора. Богослужебные тексты несут такие высокие смыслы! И очень хочется не ошибиться и сделать правильный акцент, когда их читаешь и поёшь. Потому с ответственностью отношусь к тому, как разделить текст церковных песнопений на смысловые фразы или выделить при пении особо важные слова.
Ну, и наконец, послушание, которое успокоило даже тех, кто особенно переживал по поводу моего ухода из журналистики. Последняя запись в моей трудовой книжке звучит так: «Редактор сайта храма». Интернет — средство информации, в котором сочетаются и любимые мною тексты, и визуальный материал. Тут я и как автор статей разных жанров реализуюсь, и помогаю пишущим прихожанам донести их мысли до читателей сайта.
В общем, когда меня спрашивают, чем занимаюсь, отвечаю: «Работаю в храме. По своей специальности».
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет сомнений в том, что труд учителя благороден. Но в то же время это служение часто сопряжено с тяжестью переживаний и неблагодарностью. В первую очередь, со стороны учеников. Об этом говорится, в частности, в отрывке из первой главы второго послания апостола Павла к Тимофею. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Отчаяние — не просто тягостное состояние, это страшный грех, способный привести человека к непоправимым последствиям. Об опасности отчаяния неоднократно говорится не только в Священном Писании, но и в произведениях художественной литературы. Достаточно вспомнить, например, Родиона Раскольникова, героя романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Доведённый бедностью и гордостью до состояния отчаяния, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы. Отчаяние довело Катерину из пьесы Александра Островского «Гроза» до самоубийства. Фактически убийцей под воздействием греха отчаяния стал Германн, персонаж «Пиковой дамы» Александра Пушкина.
Слово «отчаяние» — славянского происхождения. Оно состоит в языковой родне с глаголом «чаяти», то есть ожидать, надеяться. Таким образом, от-чаяние — это отказ от надежды, ожидания чего-то нового, светлого. В корне отчаяния лежит неверие в Бога, в то, что Господь способен помочь преодолеть различные жизненные трудности. Казалось бы, отчаяться должен был в своё время апостол Павел — автор прозвучавших строк из второго послания к Тимофею.
Тем более, что Второе послание к Тимофею было написано перед казнью Павла. Святой, предполагая, что скоро будет лишён жизни, написал проникновенное письмо своему сподвижнику, где размышляет и о пройденном жизненном пути, и об итогах апостольского служения.
Святой пишет Тимофею, что часть его учеников — христиан провинции Асии — оставила его. Павел не вдаётся в подробности, но есть ощущение, что речь идёт о предательстве. И в отношении самого апостола, и возможно в отношении веры. Но наряду с печальными моментами отмечает Павел и радостные, за которые благодарит Бога. В первую очередь, апостол пишет о преданности Тимофея. Упоминает он и Онисифора — члена Эфесской церкви — который прибыл в Рим и поддержал Павла в дни заключения. Так что апостол не поддавался унынию, признавая, что не только из чёрных полос состоит наша жизнь.
Прозвучавшие строки из второго послания к Тимофею побуждают и нас с вами не опускать рук. Да, действительно, в наше бытие регулярно вторгаются те или иные неприятные обстоятельства. А люди, которых мы считали надёжными, проверенными друзьями, демонстрируют совершенно иные качества. То есть не оправдывают наших надежд и доверия. Но одно дело люди, а другое Бог. И Господь, в отличие от человека, никогда не прогибается под действием обстоятельств, потому что Он их неизмеримо выше. И Господь никогда не предаёт и не оставляет нас. Только если мы сами не отворачиваемся от Него, с пренебрежением относясь к Его поддержке.
Апостол Павел неоднократно убеждался в том, насколько помощь Божия превосходит все обстоятельства этого мира, компенсируя, в том числе, и последствия предательства со стороны друзей и близких. И это обстоятельство утешает и вдохновляет. В том числе и на то, чтобы продолжать жить в соответствии с заповедями Божиими, делясь милостью и радостью с окружающими людьми. При этом понимая, что они возможно ответят на наш дар неблагодарностью. Ничего. Главное, что это служение с благодарностью примет Господь Иисус.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать болеющих детей, участников акции «Следуй за созвездием мечты»
Три года назад в результате болезни и сложной операции 9-летняя Лиза Журавская потеряла возможность ходить. С тех пор, при поддержке родных, она стремится вернуть себе свободу передвижения. Каждый день ребёнок старательно занимается на специальных тренажёрах, которые смастерил дедушка. Благодаря этому Лиза начала вставать с инвалидного кресла. Она мечтает однажды вернуться в спорт: раньше девочка занималась верховой ездой, баскетболом и акробатикой. Ещё одна её цель — когда-нибудь отправиться в увлекательное путешествие. Всё это придаёт девочке сил и мотивирует продолжать сложные занятия.
Чтобы процесс восстановления был наиболее эффективным, в дополнение к домашним упражнениям Лизе важно проходить реабилитацию в медицинском центре. Один из дорогостоящих курсов занятий со специалистами семье девочки помог оплатить фонд «Настенька». При участии благотворителей за короткие сроки фонд собрал необходимую сумму на помощь Лизе. И она уже побывала на восстановительном лечении.
После двух недель реабилитации девочка сделала несколько самостоятельных шагов, опираясь на трости. Врачи поражаются силе духа Елизаветы, которая упорно движется к своей мечте!
Чтобы и у других тяжелобольных детей была такая возможность, фонд «Настенька» проводит акцию «Следуй за созвездием мечты!». На странице акции размещены истории подопечных. Каждый загадал что-то очень важное — кто-то в будущем хочет стать пожарным или кондитером, а кто-то завести собаку, вместе с ней играть и гулять. Приняв участие в акции, вы поможете болеющим детям стать ближе к мечте. Собранные средства пройдут на оплату лечения, операций, реабилитаций и не только. Узнать об этом больше можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
У нас в студии был кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Максим Дробышев.
Разговор шел о взаимоотношениях Древней Руси с восточными и западными государствами и какое влияние на Русь оказывали Европа и Византия.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер