Когда разумная уверенность в каком-то вопросе превращается в излишнюю самоуверенность, результат может оказаться печальным. Особенно если речь идет о делах духовных.
Историю, которая случилась с моей очень близкой подругой, мне хочется начать с конца, потому что в нём я принимала непосредственное участие и переживала всё, как происходящее лично со мной.
— Девочки, вы только молитесь, пожалуйста, — попросила нас Юля. Мы тихо и протяжно запели: «Богородице Дево, радуйся...» Наша подруга, одетая в особую рубашку для окунания, нерешительно сделала первый шаг к купели святого источника.
«Благодатная Марие, Господь с Тобою... » — продолжали мы старательно молиться. Юля спустилась по ступенькам в прозрачную ледяную воду и широко перекрестилась.
«Благословенна Ты в женах...» — кажется, от волнения мы даже замолчали в то мгновение, когда над Юлиной головой вдруг сомкнулась и тут же разомкнулась водная гладь.
«И благословен Плод чрева Твоего...» — уже улыбаясь пели мы, а Юля окунулась ещё раз. И ещё!
«...яко Спаса родила еси душ наших!» — ликуя, закончили мы и бросились обнимать поднявшуюся из купели подругу.
Нет, Юлия окуналась в святой источник не впервые в жизни. Думаю, что в общей сложности она делала это чаще, чем все члены нашей дружной компании, вместе взятые. Ведь свой отпуск она обычно проводила в местности, известной несколькими целительными водоёмами. В жаркие летние дни Юля с удовольствием ходила то на один из них, то на другой.
А однажды вместе с ней на источник отправились приехавшие из столицы сестра и племянница. Обе они опыта погружения в святые источники пока не имели, но горели желанием его обрести. Правда, на месте их пыл поугас — уж больно холодной оказалась водичка.
Стояли новенькие купальщицы, переминаясь с ноги на ногу, а в купель войти не решались. Юля, как она потом рассказывала, на них аж рассердилась: «Подумаешь — страшно! Это потому, что веры у вас мало! Я сейчас покажу, как это просто делается!» — самоуверенно заявила она и решительно вошла в воду.
А дальше... Дальше Юлия помнит себя уже в храме, куда её на машине привезли перепугавшиеся родные. Окунуться-то опытная и уверенная женщина окунулась, но вышла из купели, словно потерявшая память и понимание происходящего. Возможно, неожиданно именно так на перепад температуры отреагировали уже, казалось бы, привычные к подобным процедурам сосуды. Но сама Юля, много думавшая потом над тем, что произошло, не сомневалась, что Господь попустил ей пережить состояние полной беспомощности для её смирения.
В церкви моя подруга быстро пришла в себя. Местный батюшка и помолился за свою постоянную летнюю прихожанку, и по-отечески с ней побеседовал. В том числе про веру в Господа, доверие Ему и... самоуверенность.
Шло время. Юлия с помощью духовного отца разобралась в своих мыслях и чувствах тогда, в купальне. Глубоко осознала причину происшедшего. Погружение в холодные святые воды стали для нее, скорее, преодолением себя по гордыне, нежели благоговейным соприкосновением со святыней.
Теперь Юля ждала новой возможности побывать на святом источнике. Для духовной пользы и во славу Божию, а не гордыни ради.
И вот, мы вместе с Юлей и ещё несколькими нашими духовными сёстрами приехали на праздник в один из подмосковных монастырей. После службы пошли в новенькую отстроенную над святым источником купальню. И Юля тоже. Что помогло ей преодолеть страх и войти в воду? Конечно, уверенность. Только не в своих силах, а в том, что Господь рядом.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет сомнений в том, что труд учителя благороден. Но в то же время это служение часто сопряжено с тяжестью переживаний и неблагодарностью. В первую очередь, со стороны учеников. Об этом говорится, в частности, в отрывке из первой главы второго послания апостола Павла к Тимофею. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Отчаяние — не просто тягостное состояние, это страшный грех, способный привести человека к непоправимым последствиям. Об опасности отчаяния неоднократно говорится не только в Священном Писании, но и в произведениях художественной литературы. Достаточно вспомнить, например, Родиона Раскольникова, героя романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Доведённый бедностью и гордостью до состояния отчаяния, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы. Отчаяние довело Катерину из пьесы Александра Островского «Гроза» до самоубийства. Фактически убийцей под воздействием греха отчаяния стал Германн, персонаж «Пиковой дамы» Александра Пушкина.
Слово «отчаяние» — славянского происхождения. Оно состоит в языковой родне с глаголом «чаяти», то есть ожидать, надеяться. Таким образом, от-чаяние — это отказ от надежды, ожидания чего-то нового, светлого. В корне отчаяния лежит неверие в Бога, в то, что Господь способен помочь преодолеть различные жизненные трудности. Казалось бы, отчаяться должен был в своё время апостол Павел — автор прозвучавших строк из второго послания к Тимофею.
Тем более, что Второе послание к Тимофею было написано перед казнью Павла. Святой, предполагая, что скоро будет лишён жизни, написал проникновенное письмо своему сподвижнику, где размышляет и о пройденном жизненном пути, и об итогах апостольского служения.
Святой пишет Тимофею, что часть его учеников — христиан провинции Асии — оставила его. Павел не вдаётся в подробности, но есть ощущение, что речь идёт о предательстве. И в отношении самого апостола, и возможно в отношении веры. Но наряду с печальными моментами отмечает Павел и радостные, за которые благодарит Бога. В первую очередь, апостол пишет о преданности Тимофея. Упоминает он и Онисифора — члена Эфесской церкви — который прибыл в Рим и поддержал Павла в дни заключения. Так что апостол не поддавался унынию, признавая, что не только из чёрных полос состоит наша жизнь.
Прозвучавшие строки из второго послания к Тимофею побуждают и нас с вами не опускать рук. Да, действительно, в наше бытие регулярно вторгаются те или иные неприятные обстоятельства. А люди, которых мы считали надёжными, проверенными друзьями, демонстрируют совершенно иные качества. То есть не оправдывают наших надежд и доверия. Но одно дело люди, а другое Бог. И Господь, в отличие от человека, никогда не прогибается под действием обстоятельств, потому что Он их неизмеримо выше. И Господь никогда не предаёт и не оставляет нас. Только если мы сами не отворачиваемся от Него, с пренебрежением относясь к Его поддержке.
Апостол Павел неоднократно убеждался в том, насколько помощь Божия превосходит все обстоятельства этого мира, компенсируя, в том числе, и последствия предательства со стороны друзей и близких. И это обстоятельство утешает и вдохновляет. В том числе и на то, чтобы продолжать жить в соответствии с заповедями Божиими, делясь милостью и радостью с окружающими людьми. При этом понимая, что они возможно ответят на наш дар неблагодарностью. Ничего. Главное, что это служение с благодарностью примет Господь Иисус.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать болеющих детей, участников акции «Следуй за созвездием мечты»
Три года назад в результате болезни и сложной операции 9-летняя Лиза Журавская потеряла возможность ходить. С тех пор, при поддержке родных, она стремится вернуть себе свободу передвижения. Каждый день ребёнок старательно занимается на специальных тренажёрах, которые смастерил дедушка. Благодаря этому Лиза начала вставать с инвалидного кресла. Она мечтает однажды вернуться в спорт: раньше девочка занималась верховой ездой, баскетболом и акробатикой. Ещё одна её цель — когда-нибудь отправиться в увлекательное путешествие. Всё это придаёт девочке сил и мотивирует продолжать сложные занятия.
Чтобы процесс восстановления был наиболее эффективным, в дополнение к домашним упражнениям Лизе важно проходить реабилитацию в медицинском центре. Один из дорогостоящих курсов занятий со специалистами семье девочки помог оплатить фонд «Настенька». При участии благотворителей за короткие сроки фонд собрал необходимую сумму на помощь Лизе. И она уже побывала на восстановительном лечении.
После двух недель реабилитации девочка сделала несколько самостоятельных шагов, опираясь на трости. Врачи поражаются силе духа Елизаветы, которая упорно движется к своей мечте!
Чтобы и у других тяжелобольных детей была такая возможность, фонд «Настенька» проводит акцию «Следуй за созвездием мечты!». На странице акции размещены истории подопечных. Каждый загадал что-то очень важное — кто-то в будущем хочет стать пожарным или кондитером, а кто-то завести собаку, вместе с ней играть и гулять. Приняв участие в акции, вы поможете болеющим детям стать ближе к мечте. Собранные средства пройдут на оплату лечения, операций, реабилитаций и не только. Узнать об этом больше можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
У нас в студии был кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Максим Дробышев.
Разговор шел о взаимоотношениях Древней Руси с восточными и западными государствами и какое влияние на Русь оказывали Европа и Византия.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер