
Светлана Бакулина
Есть много канонизированных святых, но только Господь знает, сколько ещё не канонизированных. Почившие, которые приходят к нам на помощь, и мы чувствуем их незримое присутствие рядом. Например, оптинские новомученники. Инок Ферапонт, инок Трофим, иеромонах Василий, убитые на Пасху в 1993 году.
Впервые имена этих подвижников церкви я узнала из книги «Пасха Красная». Вдохновившись прочтением историй из их жизни, рассказами паломников о чудесах, которые происходили с ними по молитвам новомучеников, решила — еду в Оптину. Тоже захотелось мне попросить у них молитвенной помощи и душевного укрепления. Друзья попросили привезти им из поездки иконы убиенных отцов и узнать какие молитвы можно им читать.
Я приехала в монастырь и сразу направилась в часовню к новомученикам. Потом зашла во все храмы на территории монастыря и перед отправлением домой заглянула в Церковную лавку за подарками.
Каково было моё удивление... ни одной иконы убиенных отцов там я не нашла. Решила уточнить у продавца:
— Здравствуйте! А где же у вас все иконы новомучеников оптинских?
— Икон нет. Они ведь пока не причислены к лику святых. Мы только молитвенно их поминаем и обращаемся как к живым. — объяснил мне продавец.
— Но, я только что была в часовне. И там видела небольшую книгу красного цвета с фотографией убиенных отцов. Может быть хотя бы эта книга у Вас есть в продаже? — настаивала я
— Ааа.. Это вы видели акафист. Кто-то из прихожан, наверное, оставил. Его обычно разрешают читать келейно, а в общем церковном употреблении не используют и не продают. Но вы попробуйте вернуться в часовню. Раз кто-то оставил, может быть вы его и возьмёте себе.
Последовав совету, я вернулась в часовню. Акафист был там. Лежал слева на подоконнике. Весь подклеенный в нескольких местах скотчем, видно, что зачитанный. Я взяла его в руки и увидела надпись на обложке большими заглавными буквами, подчёркнутыми несколько раз ручкой: «Акафист из часовни не выносить! Не благословляется!»
Я расстроилась. Подошла к кресту на могиле о. Василия. Она была ко мне ближе всех. И обратилась к нему: «Отче, что мне делать? Я очень хотела забрать с собой хотя бы этот акафист. Не могу же я взять чужой. Сейчас уеду из Оптины, вернусь ли когда-то вновь, неизвестно. Неужели я ничего не привезу домой в память о вас?»
Вопрос мой был скорее риторический. Поклонившись отцам, я вышла и направилась обратно в церковную лавку. До отъезда оставался всего час. Надо было купить уже хоть какие-то сувениры друзьям.
— Ну, что? Нашли акафист? — спросил меня продавец.
— Только тот, что уносить нельзя — грустно ответила я.
— Вы уж, простите, что ничем не смогу Вам помочь. У нас их правда нет. — с сожалением добавил он.
Я выбрала другие подарки , оплатила. Пошла к выходу...
— Постойте! — окликнул меня голос сзади.
Я обернулась. Пожилой монах, который всё это время стоял рядом в церковной лавке, вдруг обратился ко мне.
— Постойте здесь буквально минуту. Не уходите! Я сейчас приду! — сказал он и вышел на улицу.
Я осталась стоять на том же месте. Стало интересно, что он задумал.
Через несколько минут монах вернулся и протянул мне совершенно новую красную книжечку. Тот самый акафист, который я так искала.
— Возьмите! Я отдам Вам свой — сказал он.
Я обрадовалась: «Вот это подарок! Настоящее чудо! Как же я могу Вас отблагодарить? Скажите пожалуйста, что я Вам должна?»
— Ничего. Просто помолитесь обо мне, когда их причислят к лику святых. Вдруг я уже не доживу, а вот вы...
— Хорошо, отче! А как Вас зовут, о ком молится то?
— Моё имя Варлаам... монах Варлаам.
— Спасибо, отец Варлаам! Обязательно помолюсь!
С этого дня у меня не было ни капли сомнения в том, что оптинские новомученики действительно находятся на каком-то особом счету у Бога и будут обязательно прославлены. Ведь столько людей уже обращается к ним, в ответ получая помощь и утешение.
Всю обратную дорогу домой я читала этот акафист. И мысленно благодарила Господа за удивительную встречу и поездку.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 145. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежат слова, которые можно считать своего рода программой христианской жизни: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16–18). Этими своими словами святой апостол продолжил мысль, которая впервые была выражена ещё в Ветхом Завете, в частности, в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 145-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Автор псалма призывает не кого-нибудь, а свою душу непрестанно восхвалять Бога. И сам же себе отвечает, что да, он будет это делать, он будет воспевать Бога всё отпущенное ему на земле время. Впрочем, возможно и другое понимание оригинального еврейского текста псалма: как уверение в восхвалении Бога всей своей жизнью. Какой бы из вариантов понимания псалма мы ни предпочли, они оба хороши, и оба позволяют нам задуматься о том, как возможно такое восхваление Бога — до последнего вздоха или же всей жизнью.
Псалом помогает нам с поиском ответа на этот вопрос. Прежде всего, человеку необходимо освободиться от самой нашей главной иллюзии — от надежды на самих себя и на других людей: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3). Далее псалом продолжил эту мысль, сказав, что люди смертны, а потому они не могут быть основой надежды, а Бог — может.
Да, действительно, надежда на кого-то, кроме Бога, — это то, что лишает нас действенной молитвы, ведь зачем нам молитва, если мы сами способны решить все свои проблемы, если мы сами настолько сильны, что способны стать на место Бога? Человеку свойственно забывать, что в конечном итоге всё решает Бог, а не какие-либо, пусть и самые могущественные люди. Опыт человечества показывает, что наиболее прочные общественные договорённости с течением времени утрачивают свою силу, наиболее влиятельные люди уходят, а покорившие полмира империи внезапно перестают существовать. Но Бог был, есть и будет, а потому каким бы обворожительным в своей блистательной силе ни был окружающий нас мир, о Боге как основе основ забывать не стоит.
Поэтому да, псалмопевец абсолютно прав, «блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145:5). Нас может удивить использованная здесь формулировка — «Бог Иаковль». Во-первых, она указывает на то, что речь идёт о Едином Истинном Боге, а не об одном из многочисленных божков языческого пантеона. А во-вторых, такая формулировка говорит о глубокой личной связи с Богом как ещё об одной основе Его восхваления. Бог здесь — не некий безликий абсолют, не непостижимая сила, Бог — близкая человеку Личность, с которой праведник общается так же, как и с любой другой личностью, и такое общение не может надоесть, ведь познавший Бога человек не может не любить Его, а если мы любим, то общение не может ни наскучить, ни надоесть, для общения с Любимым мы всегда найдём время, мы будем жаждать общения с Ним, будем стремиться сделать его непрестанным.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Крылатое выражение — «незаменимых нет» — несёт на себе зловещий отпечаток, но всё же в чём-то соответствует действительности. В чём? Хотя бы в том, что не нужно из людей делать кумиров. Всё равно ничего не получится. Сама жизнь разобьёт ошибочные представления в пух и прах. А тот, кто поддался искушению возвести человека (пусть и достойного) на почти божественную высоту, потом будет очень горько раскаиваться. О том и рассуждает апостол Павел в отрывке из 13-й главы своего послания к Евреям, что читается сегодня в храмах во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Послание к Евреям, то есть к христианам Иерусалимской церкви, которая первоначально состояла из этнических евреев, было написано апостолом Павлом в связи с печальным событием — гибелью от рук гонителей первого епископа, то есть руководителя, Иерусалимской церкви святого Иакова. Иаков был сводным братом Господа Иисуса Христа, то есть являлся сыном Иосифа Обручника от первого брака. Иаков вёл самый благочестивый образ жизни — и с точки зрения христианства, и с точки зрения иудаизма. Что привело к тому, что Иакова стали именовать «Праведным». Это, впрочем, не помешало врагам Церкви епископа умертвить.
Члены Иерусалимской общины после гибели Иакова впали в самую настоящую панику. Они так восхищались добродетелями своего наставника, что незаметно для себя самих, стали воспринимать его как неповторимого и незаменимого. Конечно, достичь высот праведности Иакова было очень сложно. Но это не означало, что никто в принципе не способен его заменить на посту епископа. Это, во-первых. А во-вторых — не следует забывать очень важную вещь. Церковью руководит не человек, а Бог. И Господь служит тем крепким камнем, на котором Церковь стоит и не разрушится, не исчезнет вплоть до конца света.
Но христиане Иерусалима о том, похоже, забыли. И апостол Павел постарался их и вразумить, и утешить с помощью услышанного нами сегодня послания. Павел, у которого, кстати, с Иаковом имелись некоторые разногласия, признаёт величие праведности покойного, но напоминает читателям, что в Иерусалиме есть другие достойные люди, способные стать преемниками погибшего епископа.
И в завершение Павел просит не забывать о Христе — истинном главе и пастыре Церкви. Апостол пишет: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да соделает вас во всяком добре способными к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа». Таким образом, всякий, кто будет хранить единство со Христом, будет в Церкви пребывать. И это касается и мирян, и клириков. Последние же, по мысли Павла, должны помнить, что приводить людей они должны именно к Богу, а не к себе. Никто из священнослужителей не должен поддаваться искушению считать себя наместником Христа на земле. Иначе такой клирик станет жертвой лукавой гордости — погубит и себя, и тех людей, что ему, на свою беду, доверились.
Апостол Павел пишет, как отличить настоящего пастыря от самозванца. Нужно следить за тем, чтобы у священнослужителя имелась добрая совесть и деятельное стремление во всём и всегда вести себя честно. Ровно так же должны поступать и миряне, и о себе ничего лишнего не фантазируя, и из других не делая идолов. Таким образом, апостол Павел призывает нас просить у Господа Бога мудрости, рассудительности, здравомыслия и смирения, чтобы не приписывать ни себе, ни кому-либо ещё чего-то лишнего. Но крепко помнить заповедь Божию: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер











