
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Желая дать точный ответ на какой-нибудь вопрос, современный человек зачастую ищет его в интернете, а не в напечатанной книге. При этом всё чаще люди видят небрежности и неточности в ответах, которые дают поисковые системы. А уж если речь идёт о новостной информации, ошибкам или даже сознательному искажению фактов, кажется, нет числа. Но как же верующим жить в мире, в котором о правде много говорят, но на деле постоянно ею пренебрегают? Ответ на этот вопрос звучит в 11-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Слово «правда» в русском языке многозначно. Когда люди его употребляют, они могут иметь в виду истину факта, представления о справедливости или даже правильный поступок. Ведь мы можем не только говорить друг другу правду, но и поступать по правде. Причём в данном случае под правдой понимается не просто какое-то правило, но нечто более глубокое, связанное с заповедями Божиими и высшей справедливостью. Многие взрослые люди могут помнить диалог из фильма «Брат», в котором главный герой задавал всем один и тот же вопрос: в чём сила? И сам отвечал на него так: я думаю, что сила в правде, у кого правда, тот и сильней. Эта фраза в своё время была очень известна, но мало кто и сегодня понимает, что она напрямую связана со словами, когда-то сказанными святым благоверным князем Александром Невским: «Не в силе Бог, а в правде». И правда здесь, конечно, не просто верная информация, но глубинная праведность и правильность слов и дел человека, их соответствие высшей правде.
Псалом, который мы сейчас услышали, — это буквально вопль Давида с просьбой к Богу о помощи. И беспокоят царя в данном случае не внешние враги, не природные катаклизмы, но тотальная лживость людей, которые его окружают. Он ищет и не находит праведников, как будто бы они исчезли, как будто бы уже нет тех, кто стремится к верности, тех, кто останавливается перед ложью, считая её недопустимой. Причём мотивация этих людей очень интересная: они говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?" То есть они лгут, будучи уверены, что своей ложью всех смогут победить, в то время как сами не будут ни от кого зависеть, то есть будут всеми управлять. Удивительным образом выходит, что использование лжи для получения власти и управления другими, которое кому-нибудь может показаться очень современным, знакомо уже Давиду, а если призадуматься, то и Адаму с Евой.
Однако Давид знает, что в итоге Господь наведёт на земле порядок. Да, пусть это будет сделано не сразу, но ради страданий нищих и воздыханий бедных, ради обманутых, оболганных, направленных по ложному пути, не разобравшихся в хитросплетениях чужих рассуждений, Господь истребит лживые уста людей, говоривших горделивые речи. Напротив, пострадавших за правду, по слову Давида, Господь сохранит и защитит. Причём для псалмопевца это не какие-то неизвестные люди, но он сам и те, кто его окружают. Не случайно в греческом варианте псалма, он говорит: «Ты, Господи, защитишь нас и сохранишь нас».
Что же делать христианину в мире, столько говорящем о правде, но не имеющем правды на самом деле? Во-первых, надеяться на Бога и Его правду, ведь по слову Христову, алчущие и жаждущие правды — насытятся. И, во-вторых, стремиться самим жить по правде Божией.
Псалом 11. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 11. (Церковно-славянский перевод)
«Родная история в мемуарах». Ирина Разумовская

У нас в гостях была режиссер, основатель «Кто мы медиа» Ирина Разумовская.
Разговор шел о третьем сезоне анимационного документального сериала «Живые мемории», в основе которого мемуары знаменитых и малоизвестных людей нашей страны, а также о том, как через современные медийные проекты можно говорить о нравственности, духовности и важных, в том числе христианских, ценностях.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Измеряемая благотворительность». Ирина Мерсиянова, Татьяна Богословская
Гостями программы «Делатели» были представители Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: директор Ирина Мерсиянова и сотрудник Татьяна Богословская.
Разговор шел об исследованиях: почему люди участвуют в благотворительных проектах, в частности в проекте по восстановлению разрушенных домов в Мариуполе, и что им это дает. Наши гости рассказали, что именно православные чаще всего вовлечены в социальное служение, а также как церковные благотворительные проекты влияют на отношение людей к Церкви в целом.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Угольки мудрости

В давние годы жил один могущественный и грозный хан. Однажды со всем своим народом решил он перейти в другие земли, где и пастбища обширнее, и места для жизни удобнее. Путь до этих земель был долгий и трудный, поэтому хан приказал всех стариков оставить на старом кочевье, чтобы они не были во время перехода всем обузой.
Но один из подданных хана по имени Цырен не захотел обрекать на голодную смерть своего отца. Сговорился он со стариком, что спрячет его в крытой повозке и тайно от всех перевезет в новые места.
Поднялся хан со своим народом, всеми своими стадами, и отправился с юга на север — в далекие земли. И никто не знал, что вместе с женщинами и детьми в одной из крытых повозок ехал старый отец Цырена. Тайком от всех добрый парень кормил и поил своего отца, а на привалах, когда было совсем темно, выпускал старика, чтобы тот мог расправить затёкшие руки и ноги.
Два дня шли кочевники, останавливаясь ночью на привал. А на третью ночь вдруг хлынул такой сильный дождь, что разом залил все костры. Как ни бились люди, никак не могли развести огонь.
Наконец, кто-то заметил на вершине далекой горы огонёк костра. Хан дал приказ сейчас же отправиться на гору и принести в долину огонь. И один, и другой, и третий из подданных ханаотправлялись на гору. Все они находили под густой елью охотника, который грелся у костра. Все они брали горящую головню, но донести её до своей стоянки не могли — головня под дождем гасла.
Пришёл черед идти за огнем Цырену. Пробрался он в повозку к своему отцу и спросил:
— Отец, научи, как мне донести огонь с вершины горы до стоянки?
— Не бери горящие головни — они все равно погаснут по дороге: или истлеют, или дождь их зальёт, — сказал старик. — Возьми с собой большой горшок, набери в него побольше углей, и принесешь огонь на стоянку!
Цырен так и сделал. Вся долина огласилась криками радости, когда он вернулся, раздул угли и из них вспыхнул огонь. Люди развели костры, обогрелись, приготовили пищу. Узнал хан, кто принес огонь, приказал Цырену явиться к нему шатёр и спросил строго:
— Что же ты молчал? Почему сразу не сказал, как надо донести огонь?
— Я ведь поначалу и сам не знал...— ответил Цырен.
— Как же ты узнал потом? — стал допытываться хан.
Пришлось Цырену признаться, что приказ хана он выполнил только благодаря совету своего отцу, которого везёт с собой в крытой повозке.
Крепко задумался хан и сказал:
— Вот что значит жизненный опыт... Это — это угольки мудрости, без которых нам не обойтись.
Наутро хан велел слугам, чтобы они возвращались и всех стариков забрали на новое кочевье. Благо, от прежнего недалеко ещё отъехали.
(по мотивам бурятской сказки)
Все выпуски программы Пересказки