
Светлана Бакулина
Есть у меня при одном монастыре такое послушание — проводить экскурсии. К нам регулярно приезжают группы туристов, в том числе и дети. Обычно общение как со взрослыми, так и с ребятами складываются достаточно легко и время пролетает незаметно. Но случилась в моей практике и весьма трудная экскурсия.
К нам приехали школьники, класс 6-8-ой. В группе был один мальчик, Паша, который всю экскурсию старался меня перебивать, комментировал каждое предложение. Хоть внешне я и была непоколебима, реагировала спокойно, внутри я была сильно напряжена.
Начинала я рассказ о том, как в советские годы двухсотлетний храм на территории монастыря захватили и превратили в складское помещение, а мальчик уже кричит из толпы: «И правильно сделали!»
— Паша, прекрати! — покраснев от стыда старалась одернуть его учительница.
Но Паша останавливаться не собирался. На протяжении всей экскурсии он всячески привлекал к себе внимание: спорил, ругался, выражал несогласие со всем, что слышал. К моему удивлению, реакция остальных детей была спокойная. Они будто не замечали его, и с интересом продолжали слушать рассказ.
А вот моя концентрация внимания постепенно стала снижаться. Внутри накопилось раздражение. В какой-то момент голос мальчика стало слышно громче моего. Я приготовилась сделать ему замечание, хотела отчитать мальчишку за такое неуважительное поведение. Но вместо этого я ... вдруг замолчала. Посмотрела ему в глаза. Паша тоже замолчал. Повисла тишина...
В тот момент я вспомнила, как однажды в диалоге со своим неверующим другом поспешила ответить грубостью на грубость. В итоге ругаться он так и не перестал, а на меня ещё и обиделся. Мир в моей душе был потерян. Пошла с этим на исповедь. Тогда священник дал мне совет: «Не спеши говорить! Всегда молись перед сложным разговором, каким-то делом или встречей. Ругаются на тебя, читай про себя "90 псалом". Ну, а если нет возможности прочитать, попроси хоть простыми словами: «Господи, расположи моё сердце к этому человеку и его ко мне. Помоги...»
Я продолжала молчать и смотрела на мальчика. Пыталась вспомнить слова молитвы, которые советовал священник, но сбивалась. Времени на долгую заминку в экскурсии у меня не было, и я стала простыми словами говорить про себя : «Господи, помоги мне подобрать правильное слово, не навредить этому мальчику и своей душе ...»
Сказав эти слова, я почувствовала, как что-то внутри во мне поменялось. Взгляд Павла мне уже не казался таким вызывающим, а поведение провокационным. После нескольких секунд молчания я сказала:
«Паша, я слышу все темы, которые ты затронул. Считаю, что они очень важны и серьезны. Предлагаю поговорить индивидуально по окончании экскурсии. Подходи ко мне с любым вопросом, а сейчас давай позволим ребятам спокойно посмотреть ещё одну локацию...»
В конце экскурсии мальчик действительно подошёл ко мне. Он задавал много вопросов. Не со всеми моими ответами он был согласен, но уже слушал и не перебивал. Был виден его интерес к теме. А заинтересованность — это уже конструктивность.
Первостепенно в той ситуации было не поведение мальчика, а сохранение мира в душах обоих. Было важно подумать, что я как профессионал, как взрослый человек, в конце концов как православный человек могу дать ему. Знание, внимание, поддержку и, хотя бы небольшой пример христианской любви к другому непохожему на тебя человеку.
Ведь очень легко выполнять свою работу, когда все тебя слушают и никто не мешает, а продолжать делать её с такой же лёгкостью и любовью, когда всё не так как ты привык — это уже навык, который нужно обрести. Но теперь я знаю точно, что с Богом и молитвой это человеку под силу.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема