
Фото: PxHere
Первым российским вузом официально считается Славяно-греко-латинская Академия, которая открылась в 1687 году при Заиконоспасском монастыре. Именно её в своё время окончил великий Михаил Васильевич Ломоносов. Однако своему возникновению Славяно-греко-латинская Академия обязана другому учебному заведению — Типографской школе. На шесть лет раньше она появилась при Московском Печатном дворе.
Российское государство к концу XVII века остро нуждалось в образованных гражданах. После монголо-татарского ига, бесконечных войн и Смуты, держава заметно растратила свой интеллектуальный потенциал, заложенный ещё во времена Древней Руси. Это ясно понимал молодой, прекрасно образованный царь Фёдор Алексеевич, когда взошёл на российский престол в 1676 году. Государь всерьёз задумывался о том, что Москве необходимо крупное учебное заведение. В своих мыслях царь укрепился после того, как к нему на аудиенцию пришёл иеромонах Тимофей. Четырнадцать лет он прослужил русским послом при Иерусалимском патриархате. Бывал в Константинополе, где учился у греческих богословов. И вот, этот повидавший мир учёный муж вернулся на Родину. Царю он сообщил неутешительные вести: турки, захватившие Константинополь ещё в XV веке, пытаются уничтожить греческую науку. Выслушав иеромонаха Тимофея, Фёдор Алексеевич созвал совет во главе с Патриархом Московским Иоакимом. Совет постановил: «тамо умаляемое учение зде насадити». То есть, сделать центром науки и образования Русь, Москву. Царским указом при Печатном дворе на Никольской улице, в двух каменных палатах была учреждена Типографская школа. Место выбрали не случайно. Печатный двор был сосредоточием учёности, здесь хранилась и постоянно пополнялась уникальная библиотека. Возглавил школу тот самый иеромонах Тимофей — первый среди русских учёных он получил звание «ректора». Типографскую школу иногда даже именовали «Тимофеевским училищем».
Уже к лету 1686 года в школе одновременно обучалось более двухсот человек. Для того времени — внушительная цифра. Подобного масштаба русское просвещение до тех пор ещё не знало. В Типографской школе было два отделения — славянское и греческое. И в том, и в другом преподавались письмо, грамматика, диалектика, риторика, история, география и «пиитика» — то есть, античная литература. Студенты читали Эсхила, Эзопа, Аристофана, Гомера. Основным предметом было, конечно, богословие. Преподавали в школе знаменитые учёные того времени — сам иеромонах Тимофей, «справщики» Печатного двора Мануил Григорьев и Карион Истомин — автор первого русского букваря. Воспитанниками, по указу государя, могли стать «люди всякого чина». Были среди учеников школы и представители знати, и безродные сироты. Студенты получали стипендию. За счёт Патриаршей казны им выдавалась одежда и обувь, а по праздникам — гостинцы.
Между тем, Фёдор Алексеевич не собирался останавливаться на достигнутом. Типографскую школу он видел лишь первым шагом на пути развития отечественной науки и образования. Теперь нужна была академия. Государь даже составил особую грамоту — своего рода проект развития — в которой подробно обрисовывал будущее учебное заведение. По задумке Фёдора Алексеевича, академия должна была крепко стоять на страже православной веры, хранить её чистоту, учёностью защищать от искажения и ересей. Такое учебное заведение, в основу которого легли образовательные и нравственные идеи царя, появилось спустя пять лет после скоропостижной кончины Фёдора Алексеевича. В 1687-м году в Закиноспасском монастыре всё на той же Никольской улице, которую недаром называют «улицей русского просвещения», открылась Славяно-греко-латинская академия. Студенты Типографской школы Печатного двора были переведены туда в полном составе. А её лучшие выпускники стали преподавателями Академии. Так зарождалось в России высшее академическое образование. И уже совсем недалеко было до его расцвета.
Все выпуски программы Открываем историю
Швейцарский поход Суворова. История подвига

Фото: Samual lim / Pexels
Еще со школьной скамьи многим знакома картина «Переход Суворова через Альпы» художника Василия Сурикова. На изображении прославленный полководец ведёт свою армию по обледенелым склонам гор, ободряя солдат и офицеров. Как же они оказались в Альпах среди снега на труднопроходимых перевалах?
После Великой Французской революции и свержения монархии, новая Французская республика, возглавляемая Законодательным собранием и Национальным конвентом, решила расширить пределы своих владений. С этим не были согласны многие европейские монархи, в том числе и российская императрица Екатерина II. В 1792 году была образована Первая антифранцузская коалиция, которая не смогла добиться успеха — французская армия завоевала Северную Италию, Швейцарию, левый берег Рейна и другие территории. И даже после этого Франция продолжила завоевания. В 1798 году сын Екатерины II, император Павел I, принял решение о вступлении России во Вторую антифранцузскую коалицию.
К этому моменту французскую армию в Италии возглавлял Наполеон Бонапарт, а успехи противника были настолько стремительными, что для ведения войны требовались лучшие полководцы. Поэтому из отставки вызвали генерала Александра Васильевича Суворова, не проигравшего ни одного сражения. Полководец встал во главе объединённых сил России и Австрии. Благодаря решительным действиям армии под его предводительством территория Италии была освобождена за несколько месяцев. Однако эти успехи напугали союзницу России — Австрию, которая имела виды на итальянские территории и теперь хотела избавиться от русской армии в Италии.
В это же время часть русской армии под руководством генерала Александра Римского-Корсакова вместе с австрийскими союзниками боролась с противником на швейцарском фронте. Чтобы заставить Суворова вывести русские войска из Италии, австрийские войска под командованием эрцгерцога Карла направились в Голландию, и русский корпус генерала Римского-Корсакова остался в Швейцарии один на один с превосходящим по численности противником. Суворов оказался вынужден вывести свои силы на помощь русской армии в Швейцарию. Так, новый поход, получивший название Швейцарского, был предназначен для спасения русской армии генерала Римского-Корсакова. Для этого войскам Суворова было необходимо пробиваться через горные перевалы Альп, вступая в бои с французами. Генерал попросил австрийцев лишь об одном — предоставить ему мулов и провиант для горного похода, но и тут союзники подвели. Мулы и провиант были доставлены не вовремя и в недостающем объеме, но ждать дольше Суворов не мог. 24 сентября 1799 года его армия с боем преодолела перевал Сент-Готард. Военные продвигалась по узким горным тропам, теряя мулов, лошадей, испытывая недостаток в продовольствии и вступая в бои с противником. 28 сентября армия Суворова достигла деревни Муототаль, где полководец узнал страшную новость: они не успели, и французы разгромили армию Римского-Корсакова. Сам Суворов оказался в ловушке. Горная долина Муотаталь была окружена французами.
В тот день на военном совете Суворов сказал офицерам: «Помощи теперь ждать не от кого, одна надежда на Бога, другая — на величайшую храбрость и высочайшее самоотвержение войск...<...> Мы на краю пропасти! Но мы русские! C нами Бог!» После этого полки генерала, с победоносными боями, преодолели гору Паникс и добрались до швейцарского города Кур, где стояли союзные войска. Семнадцатидневный поход был окончен: Суворов смог сохранить свою армию. Император Павел I присвоил полководцу звание «генералиссимуса».
Сегодня в Альпах на пути, который когда-то прошла армия непобеждённого полководца, на отвесной скале можно увидеть огромный высеченный крест в память о тех, кто не вернулся из Швейцарского похода. А еще это памятник мужеству и верности русских военных, посвятивших свою жизнь служению России.
Все выпуски программы Открываем историю
Чудов монастырь. История исчезнувшей святыни

Эта история началась в далёком 1357 году, когда московским княжеством правил Иван II — отец князя Дмитрия Донского. Из Золотой Орды, монгольского государства, покорившего Русь ещё в XIII веке, в Москву пришли недобрые вести: ослепла Тайдула, мать хана Джанибека. И повелитель Орды требовал, чтобы русский митрополит приехал в Сарай, ордынскую столицу (сейчас это территория Астраханской области), и исцелил больную.
Уповая на милость Божью, владыка Алексий покорился воле хана. По его молитвам Тайдула выздоровела. В благодарность за своё исцеление она пожаловала митрополиту ханский двор, расположенный в Московском Кремле. В память о случившемся митрополит Алексий решил основать на бывшем ханском дворе монастырь и заложил каменный храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Именно в день воспоминания об этом событии, случилось исцеление Тайдулы.
Чудо в Хонех произошло в IV веке во Фригии, на территории современной Турции, когда храм Архистратига Михаила был спасён от язычников, решивших соединить русло двух рек и направить на храм. Но явился Архистатиг Михаил и ударом жезла сделал в горе рядом с храмом расщелину, куда и устремился речной поток. С тех пор это место стало называться «Хоны» — с греческого «расщелина». А на старом ханском дворе в память об этом событии появился Чудов монастырь.
Основатель монастыря — митрополит Алексий умер в 1378 году. Спустя полвека были обретены его нетленные мощи, и владыку причислили к лику святых. При царе Иоанне III в XV веке к храму Чуда Архистратига Михаила пристроили придел во имя святителя Алексия, где установили раку с мощами святого.
Расположенный в самом сердце России, Чудов монастырь не раз становился свидетелем разных вех русской истории, например, событий Смутного времени. Существует версия, что иноком монастыря был будущий Лжедмитрий I — Григорий Отрепьев, выдававший себя за выжившего царевича Дмитрия. Позднее, в этих же стенах поляки заточили и заморили голодом патриарха Гермогена. Перед смертью он рассылал из темницы по разорённой русской земле грамоты, где просил народ объединиться против общего врага. Смута закончилась в 1613 году, когда на русское царство был избран Михаил Фёдорович Романов. Не прошло и двадцати лет, как в Чудовом монастыре крестили наследника царя Михаила — Алексея.
Серьёзным испытанием для монастыря стала осень 1812 года. Наполеон взял Москву — и кремлёвские храмы и монастыри подверглись разорению и поруганию. В алтаре соборного храма Чуда Архистратига Михаила французы устроили спальню маршала Даву. Вскоре войска Наполеона оставили Москву, и в городе начались долгие восстановительные работы. Разорённый Чудов монастырь отреставрировали в 1814 году.
Многовековая история монастыря оборвалась в 1930-м году. Русская святыня была уничтожена большевиками. В 2020-м на месте исчезнувшей обители открылся музей археологии Чудова монастыря. Часть сохранившихся фресок собора Чуда Архистратига Михаила сейчас выставляется в музее Андрея Рублёва и в Третьяковской галерее, где каждый может приобщиться к истории обители.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 57. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Кто из нас в своей жизни не сталкивался с несправедливостью? Кто не мечтал о том, чтобы всё было честно и по совести? И тем не менее жизнь зачастую диктует совершенно другие правила, так что люди оказываются вынуждены годами пребывать в явно несправедливых ситуациях, не имея никакой возможности их исправить. Но как же им быть, если они хотят воспринять несправедливую ситуацию по-христиански? Ответ на этот вопрос звучит в 57-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 57.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.
2 Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?
3 Беззаконие составляете в сердце, кладёте на весы злодеяния рук ваших на земле.
4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.
5 Яд у них — как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
6 и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.
7 Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!
8 Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные.
9 Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.
10 Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий тёрн, и свежее и обгоревшее да разнесёт вихрь.
11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.
12 И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»
Вряд ли человек способен вспомнить, когда он впервые столкнулся с несправедливостью. Если вы попробуете — задумаетесь надолго. Мне кажется, проблема здесь в том, что ощущение несправедливости довольно субъективно и рождается в глубоком детстве. Например, когда мы думаем, что другому достался лучший кусок пирога, что яблоко у него больше и слаще... Или напротив, когда мы уверены, что наказание за шалость, которое мы терпим, несопоставимо больше, чем то, которое терпят другие.
Так или иначе, вырастая, мы принимаем правила жизни как правила игры, в которой важно, если не выиграть, то по крайней мере не упустить своего. При этом эгоизм, который в нас живёт, помноженный на нашу неспособность заглянуть в душу другого человека, обычно мешает увидеть, что и мы можем быть источником несправедливости для другого. Да и в конце концов в реальной жизни всё бывает так запутано, что ответственных найти очень трудно. Ведь не только многие психологические, но и нравственные проблемы человека оказываются родом из его детства. Впрочем, многие, не означает все.
Псалом, который мы услышали, представляет собой плач Давида о несправедливости судей или правителей земли. Исходя из текста, будущий царь составил его в тот период жизни, когда был гоним и до его воцарения в Иерусалиме было ещё очень далеко.
Примечательно, что псалом начинается не с прямых обвинений, но с вопросов, которые кажутся риторическими. «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие»? Хотя несправедливость может быть совершенно очевидной окружающим, Давид предлагает тем, кто несправедлив, задуматься над собственными действиями. Как это часто бывает, такие люди мнят себя чуть ли ни богами, и псалмопевец специально называет их сынами человеческими, чтобы они не забывали о своём подлинном месте. И будто бы для того, чтобы им легче было вспомнить о своих злодеяниях, Давид прямо указывает им на их грехи, к которым они обращаются буквально с детства. Эта мысль может кого-нибудь смутить, ведь мы сегодня воспринимаем детей как безгрешных ангелов. Однако последствия грехопадения неизбежно касаются всех и довольно рано человек может чувствовать пробуждение того же эгоизма, превозношения, жестокости... готовности существовать за счёт других. Воспитание может корректировать это, может, наоборот, усугублять, но и сам человек постепенно осознаёт себя и выбирает, каким ему быть. Зачатки проблем могут быть в детстве, но и всё перекладывать на тех, кто тебя растил и был рядом, никак нельзя. Неслучайно, те, о ком говорит Давид, и заблуждаются — то есть совершают то, в чём нет вины, и говорят ложь — за которую уже ответственны.
Бытовая несправедливость может разрешаться по-разному — прощением или возмещением убытков... Но что делать с теми примерами несправедливости, которые несопоставимы с масштабами отдельной человеческой жизни, которые совершенно деморализуют простого человека и лишают его последних сил? Ответ Давида прост: единственная помощь — это молитва и вера в Бога, который в итоге Своей силой и Своей любовью восстановит высшую справедливость — и сердце того, кто стремился к правде, будет утешено.