
Фото: Niko Nieminen / Unsplash
В 1803-м году известный прозаик и поэт Николай Михайлович Карамзин указом императора Александра I получил официальное звание придворного историографа. На этом поприще его ждала колоссальная работа. Карамзину предстояло создать многотомный исторический труд, который прославится не только в своё время, но и в веках, оставаясь востребованным по сей день — «Историю государства Российского».
Это была идея и горячее желание самого Карамзина — исследовать прошлое Отечества и рассказать о нём русскому обществу. Исследовать во всей полноте, от самого зарождения государства до Петровской эпохи — такую хронологию обозначил сам автор в одной из своих записных книжек. Кроме того, Карамзин хотел популяризовать русскую историю. Написать о её событиях так, чтобы они стали интересны и понятны самому широкому кругу читателей. Задумку поддержал император своим назначением. Должность придворного историографа открыла Карамзину свободный доступ к государственным архивам и монастырским библиотекам — а значит, к уникальным историческим источникам.
Основная работа началась в 1804-м году. Друг Карамзина, поэт Иван Дмитриев в письме к историку и публицисту Михаилу Погодину рассказывал, что в те дни Карамзин «ни об чём не мог думать, ни об чём не мог говорить, ничего не мог понимать, кроме предмета своих занятий». Писатель превратился в настоящего затворника — по его собственному признанию, он совершенно оставил светскую жизнь и общался только с детьми и супругою. Которая, кстати, не только морально поддерживала Карамзина в его напряжённой работе, но и помогала мужу практически — переписывала набело его рукописи.
Как исследователь, Карамзин тщательно изучал исторические источники. А дело это в то время было непростым. Как писал Погодин, библиотеки не имели каталогов, источники никто не систематизировал, летописи не были исследованы. Можно только представить себе, каким колоссальным в подобных условиях был исследовательский труд Карамзина! При этом он не только тщательно изучил уже известные источники, но и открыл ряд новых. Так, например, Николай Михайлович обнаружил два неизвестных прежде списка Ипатьевской летописи, ввёл в научный оборот Лаврентьевскую летопись, Судебник Ивана III и многие другие документы. Подчас такие неожиданные открытия служили причиной того, что приходилось переделывать уже готовые главы и даже целые тома. Карамзин с готовностью шёл на это — в историческом труде он не мог терпеть вымысла и неточностей.
Первые 8 томов «Истории Государства Российского» увидели свет в 1818 году. Их читателями стали не только дворяне, но и грамотные простолюдины, даже крестьяне! Именно этого и хотел Карамзин. Во введении к своему труду он писал: «Простой гражданин должен читать Историю. Она... утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, ... и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и располагает душу к справедливости». Уже тогда «Историю...» переводили на иностранные языки — немецкий, французский, итальянский и даже китайский! Как отмечал историк Арсений Гулыга, Карамзин увидел в истории художественное начало, вдохнул в неё живую жизнь. Сам же Николай Михайлович писал: «Мы одно любим, одного желаем: любим отечество; желаем ему благоденствия,... да не изменится никогда твёрдое основание нашего величия... правила мудрого Самодержавия и Святой Веры... да цветёт Россия...»
Все выпуски программы Открываем историю
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема