
Так случилось, что у меня две профессии — я и писатель, и художник. Но свой дар я воспринимаю не как собственность, а именно как дар, от Бога. А потому чувствую себя в ответе за него. Так что всеми силами стараюсь делать своё дело хорошо. Чтобы искусство моё радовало людей.
Недавно задумалась я, что помогает делу, а что мешает? И поняла, что главный враг моего дела — страх. Страх неудачи, ошибки, промаха. Но если я верю в Божий замысел, значит, и неудача, и промах — часть замысла.
Все наши спотыкания, петляния, падения — суть важнейшая часть пути. Ну, представьте вы свою жизнь без них — такая идеальная прямая к цели? Глупо как-то выглядит. И, почему-то, не красиво даже.
Расскажу вам случай, как я однажды полностью доверилась Божьему замыслу, и что из этого вышло.
В тот год умер мой папа. И я всем нутром проживала его путь: приход в этот мир, жизнь, смерть. А моя галерея как раз затеяла проект о времени. И во мне родился порыв. Я стала писать триптих «Колесо времени» — огромную доску длинной в семь метров. О жизни и смерти. Когда процесс написания был на середине, галеристы, увидев масштаб произведения, отказались меня выставлять. Они не верили, что продадут такую большую картину.
Я вернулась в мастерскую в слезах. Это был не промах, это был провал. Кому нужна такая штука? Где я её выставлю? Кто её возьмёт? Я сидела перед огромной работой, глядела. Мне так хотелось донести это до людей...
И вдруг ясно почувствовала, что делаю то, что должно. Я не знаю ответов, но я должна встать и работать. Потому что не я это придумала, а мне это дали. Значит, это путь. Надо идти. Следующие шесть месяцев я писала работу. В никуда, на доверии Божьему Замыслу. На долгом дыхании. А потом случилось вот что.
Обессиленная, я поехала в Италию. И захватила с собой, в числе прочих, фото этой, недоделанной ещё, работы. Случайно её увидел один коллекционер русского искусства. И увлёкся, и сказал, чтобы заканчивала, что он её хочет приобрести, чтобы подарить музею.
Потом действительно приехал в Россию, и выставил работу в Манеже, чтобы русские зрители увидели. После работу увезли в Милан, в дар музею. Самое интересное, что коллекционер этот был покупателем в той самой галерее, и присутствовал на той самой выставке, куда меня не взяли.
А Господь иначе распорядился. У Него был свой замысел. Благодаря этому чудесному замыслу мою работу увидели люди и в России, и в Италии. Мы еще много лет дружили с тем коллекционером, делали выставки.
Но даже не это самое главное. А главное вот что: благодаря тому человеку я познакомилась со своим будущим мужем. То есть, вся моя сегодняшняя жизнь, семья моя — всё это результат моего сидения перед, казалось бы, никому не нужной работой. Результат того мучительного раздумья, в безнадёжной попытке понять замысел своим умом. И результат шага — в полное доверие неведомому Замыслу.
А ведь по житейскому сюжету тогда был полный провал. Падение. Так казалось человеку. А Бог затеял иное. То, что мне оттуда не было видно.
Что-то сокровенное происходит на кривых тропах нашей жизни. Нужное для роста души, для веса того, что мы сделаем в результате.
И я очень хочу научиться не только не бояться ошибок, падений, но воспринимать их как важную часть урока, как Божью помощь.
Бог помогает нам удачами, но и неудачи наши, с Божьей помощью, ведут к исполнению Замысла Господа о нас.
Иногда, как в моей истории, случившееся — вовсе не провал, а часть пути к будущей удаче. И нужно просто довериться Богу. Просто стараться. А Он уж пусть управит, как должно.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) и его семья

Фото: Mihail Tregubov / Unsplash
В семье крестьян Сидоренко из краснодарского села Екатериновка ожидалось прибавление. Супруги Николай Гордеевич и Александра Васильевна горячо молились о том, чтобы Господь даровал им здорового ребёнка. В праздник Святой Живоначальной Троицы, 3 июня 1928 года, малыш появился на свет. Господь послал родителям сына.
На восьмой день после рождения мальчика окрестили и нарекли Виталием. Александра Васильевна удивлялась спокойному, тихому младенцу. Плакал он очень редко, и почти всегда улыбался, лёжа в маленькой деревянной кроватке, которую смастерил для Виталия отец. Однажды поздним вечером мать убаюкивала малыша, напевая колыбельную, и не заметила, как уснула. Из дрёмы её вывело прекрасное пение. Оно звучало прямо над кроваткой младенца. Невидимые голоса славили Бога, и под эти звуки Виталий мирно спал. Впоследствии, вспоминая об этом случае, Александра Васильевна говорила: «то ангелы баюкали моё дитя». Чудесный случай убедил родителей мальчика в том, что Господь уготовил ребёнку особый путь.
Подрастая, Виталий только подтверждал это предположение. Уже в пятилетнем возрасте он начал строго соблюдать все православные посты. Время тогда и без того было голодное. На столе у Сидоренко обычно стояла картофельная похлёбка да ржаной хлеб. Виталий брал себе корочку, а от похлёбки отказывался. Николай Гордеевич и Александра Васильевна переживали за сына. Но мальчик рос здоровым и весёлым. Впрочем, он любил уединение. Порой, когда Виталий долго не появлялся дома, родителям приходилось отправляться на поиски сына. Часто его находили на берегу реки, в зарослях камыша, погружённого в глубокую молитву.
Когда Виталию исполнилось 8 лет, родители отдали его в сельскую школу. Едва научившись грамоте, мальчик взял у матери Евангелие. Он не расставался с ним — носил Священное Писание с собой в класс и на переменках читал ребятам. Николай Гордеевич и Александра Васильевна были верующими людьми, однако время тогда наступило безбожное, и за открытую проповедь могли даже арестовать. Опасаясь за сына, родители пытались спрятать от него Евангелие. Но Виталий снова и снова находил его. И это было единственным его непослушанием. В девятилетнем возрасте Виталий стал помогать отцу и матери — на каникулах подрабатывал в колхозе пастухом. Шёл 1937 год, — процветали доносы, шли аресты. Тем летом Николай Гордеевич принёс домой с колхозного поля пару початков кукурузы. Кто-то увидел, пожаловался, и Сидоренко осудили на 6 лет — по статье «Хищение государственного имущества». Из мест заключения в 1942 году он отправился прямиком на фронт — шла Великая Отечественная война. Вскоре почтальон принёс в дом Сидоренко похоронку... Теперь Виталий стал главой семьи. Он старался помогать матери. Понимал, как трудно ей без отца, и всем сердцем жалел. А душа его неудержимо стремилась к Богу. Он уже давно и твёрдо решил стать монахом. Так сбылась материнская молитва о том, чтобы сын избрал в жизни путь служения Богу. В 1948 году 20-летний Виталий Сидоренко стал послушником Глинской пустыни — монастыря близ украинского города Сумы.
Впоследствии он принял монашеский постриг, много странствовал с проповедями. Люди почитали отца Виталия как подвижника веры и мудрого духовного наставника. Часто в беседах старец Виталий (Сидоренко) с любовью рассказывал о своих родителях. И в наставлениях учил всегда почитать отца и мать, слушаться их и любить.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Сергей Фудель и его отец, священник Иосиф Фудель

Фото: Annie Smurova / Unsplash
В творчестве писателя, богослова и литературоведа середины ХХ столетия Сергея Фуделя особое место занимает мемуарная проза. Судьба его была непростой — гонения за веру, аресты, ссылки, лагеря... Но в воспоминаниях Сергея Иосифовича все жестокие перипетии его жизни отходят на второй план, а вперёд выступает фигура отца — протоиерея Иосифа Фуделя, настоятеля Покровской церкви при Бутырской тюрьме, а позже — московского храма Николая Чудотворца в Плотниках. Отец был для Сергея Иосифовича не только самым близким человеком, но и высоким образцом пастыря, примером подвижнической христианской жизни.
Говоря об отце, Сергей Фудель прежде всего сосредотачивался на его духовных качествах. Домашних, бытовых подробностей, в автобиографических произведениях Фуделя найдётся, пожалуй, не много. Но они всё же есть, и по-настоящему трогательны. Например, Сергей Иосифович вспоминает, как накануне Рождества 1905 года он, пятилетний малыш, вместе со старшими сёстрами Машей и Ниной отправился в магазин канцелярских принадлежностей. В кулачке маленький Серёжа сжимал двугривенный. Эти деньги он сэкономил на сладостях. Тогда он купил для папы первый самостоятельный рождественский подарок — перьевую ручку. А летом того же года родители взяли мальчика с собой в монастырь Оптину пустынь. Сергей Фудель с теплом вспоминал эту поездку: «Есть особое чувство детского благополучия, когда всё хорошо и папа с мамой рядом. Это чувство живёт у меня от крестного хода среди полей под широкий монастырский благовест». Запомнил он и паломничество в Шамордино, женскую обитель под Калугой, в 12 верстах от Оптиной пустыни. В пролётке мальчик сидел, крепко прижавшись к отцу. И наблюдал как тот, в рясе, с наперсным крестом, благословляет по дороге кланяющихся ему богомольцев. Поля, луга, леса, синее небо над головой — первые ощущения Родины и красоты Божьего мира навсегда остались для Сергея Иосифовича связанными с образом отца.
В детстве и юности Сергей видел, как деятельно заботится отец о своей пастве. Фудель вспоминал, что в их доме, в прихожей, отец Иосиф повесил медную кружку с надписью: «Приходским бедным». И все, кто приходил в гости, мог пожертвовать на благое дело. Сергей часто бывал на богослужениях, которые свершал его отец. На Пасхальную службу каждый год семья Фуделей собиралась в отцовском Никольском храме. Правда, однажды, лет в пятнадцать, Сергей нарушил эту традицию, и уехал на Пасху в Зосимову пустынь. Позже он делился в своих воспоминаниях, как сильно тогда его потянуло домой, к отцу, служившему в своём храме Пасхальную заутреню.
Священник Иосиф Фудель отошёл ко Господу в октябре 1918-го года во время эпидемии «испанского гриппа». После его кончины Сергей часто возвращался к одному и тому же воспоминанию, как он стоит в толпе на паперти Николо-Плотниковской церкви в Москве. И отец, в отблесках свечей, запевает пасхальный канон. Любимому отцу Сергей Иосифович Фудель посвятил трогательное стихотворение:
Когда капель весны покажет,
Что начался Великий Пост,
Ты на божественную стражу
Шёл сердцем тих, душою прост.
И не сказать теперь словами,
Как жизнь была с тобой тепла,
Когда в Четверг Страстной над нами
Свой счёт вели колокола.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Священник Николай Боголюбов и его сыновья

Фото: Chris Lawton / Unsplash
Братья Боголюбовы — Николай, Алексей и Михаил — известные учёные ХХ века. Николай Николаевич — физик. Алексей Николаевич — математик. Михаил Николаевич — филолог, языковед. Все трое — академики. И верующие люди. Братья не раз говорили, что открыл им двери в науку и научил вере отец — священник Николай Михайлович Боголюбов.
Он и сам был учёным — выпускник Московской духовной академии, вольнослушатель курсов по истории раннего христианства Берлинского университета, Николай Михайлович был профессором богословия киевского Императорского Свято-Владимирского университета. А ещё служил настоятелем университетского домового храма. Другими словами, человеком отец Николай Боголюбов был крайне занятым: богослужения, преподавательская деятельность, научная работа. Но даже при таком напряжённом графике он старался как можно больше времени проводить с семьёй: супругой Ольгой Николаевной и тремя сыновьями, Мишей, Алёшей и Котей — так по-домашнему ласково родители и братья звали Николая. Средний сын, Алексей Николаевич, впоследствии оставил мемуары, в которых рассказал о семейных буднях Боголюбовых.
С самого детства мальчики помогали отцу во время богослужений — читали Псалтирь, прислуживали в алтаре. Ранним утром, взявшись за руки, они шли в храм. По пути обсуждали с отцом Николаем эпизоды из Священной истории. Мальчики рано научились читать, и к своим 6-7 годам прекрасно знали Библию. На Рождество ребята ходили по домам славить Христа в красивых костюмах, которые специально к этому дню шила им мать. Ольга Николаевна Боголюбова тоже была глубоко верующей женщиной. Она окончила Нижегородскую консерваторию и работала учительницей музыки. Занималась она и с сыновьями — всех троих научила неплохо играть на фортепиано. И всё же с самых юных лет научная деятельность привлекала братьев куда больше музыки. Примером служил отец. Для работы над докторской диссертацией по богословию отец Николай дома оборудовал себе уголок в общей зале. В семье, когда рядом были самые близкие люди, ему работалось лучше, чем в уединении. Мальчики видели, насколько увлечён работой их отец. И делали выводы: значит, научная деятельность — это очень интересно! Подражая отцу, они тоже писали «научные работы» — брали из библиотеки какую-нибудь книгу, садились за стол и с важным видом старательно что-нибудь оттуда переписывали. А начинали они свои диссертации одинаково, со слов: «Папа сидит и пишет книгу». В свободное время отец занимался с Колей, Алёшей и Мишей — учил их иностранным языкам и практически всем предметам начальной школы. Так что в гимназию они поступили хорошо подготовленными.
В начале 20-х годов ХХ века страну охватил голод. Чтобы прокормить семью, священник Николай Боголюбов занялся сельским хозяйством. Его сын, Алексей Николаевич в своих мемуарах вспоминал, как дети помогали отцу молотить зерно специальными ручными орудиями — цепами, как в старину. Николай Михайлович научил сыновей не чуждаться тяжёлого физического труда, заботиться о хлебе насущном ради ближних. Отцовские уроки академики не забывали никогда.
Уже будучи крупными советскими учёными, братья Боголюбовы не перестали посещать храм, регулярно исповедовались и причащались. В гуще общественной жизни, в постоянных научных трудах, они оставались христианами. И, несмотря на непростое для верующих людей время, не скрывали, что отец их был священнослужителем. Наоборот — подчёркивали, что именно он своим примером указал им жизненный путь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен