
В начале ХХ века в России издавалось множество православной периодики, которая была очень распространена в народе — например, журналы «Кормчий», «Русский паломник», «Воскресное чтение», «Православное обозрение» и другие. Многие семьи выписывали какой-нибудь из них, а то и сразу несколько. И проводили время за чтением душеполезных, назидательных, поучительных и при этом очень увлекательных статей и рассказов. Сегодня, в веке 21-м, и у нас есть возможность с ними познакомиться. Документальные рассказы священников и мирян со страниц дореволюционных православных журналов можно найти под обложкой современной книги «Праведные и грешные. Непридуманные истории».
Эти истории помогут тем, кто ищет и сомневается. Принесут утешение отчаявшимся. Возможно, именно поэтому журналы, материал которых вошёл в сборник «Праведные и грешные» пользовались у людей такой большой популярностью. Что же это за рассказы? Вот, например, небольшой очерк под названием «Доброе дело». Он повествует о том, какими замечательными могут оказаться плоды наших благодеяний. В одном селе на похоронах вдовы люди стали сообща решать, что делать с её детьми — тремя сиротами-погодками. Хотел их было взять на воспитание сельский священник, да только батюшка был очень стар, и самому ему требовалась забота. Стали спрашивать одного, другого, третьего — но никто не осмеливался взвалить на себя такую обузу. У всех свои дети, свои заботы. Вдруг кто-то указал на крестьянина по имени Терентий. Он бездетный — не пригреет ли сирот? Не очень хотелось Терентию этого делать, но священник его уговорил. И сам того не чая, Терентий так привязался к детям, что уже и не помнил, что они ему не родные. Через годы в село приехал молодой архиерей. Терентий первым подошёл под благословение. А владыка вдруг склонился и сам со слезами поцеловал крестьянину руку! Это был никто иной, как его старший приёмный сын. А рядом стоял сельский доктор — средний сынок. И учительница — младшая дочка. Всех троих с любовью вырастил Терентий на служение людям.
На страницах книги «Праведные и грешные» прямо перед нашим взором скупой трактирщик становится щедрым жертвователем, злодей и грабитель уходит на покаяние в монастырь. Повествование настолько живое, а диалоги и образы — яркие, что кажется, будто читаешь художественные произведения. Но нет — всё это непридуманные истории, которые действительно когда-то происходили с людьми, жившими до нас. А значит, могут произойти и с каждым из нас — праведными и грешными.
Все выпуски программы Литературный навигатор
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема