Так же, как рассыпавшиеся на столе бусинки составляют иногда собой причудливый узор, рассыпаны на карте Поволжья обозначения храмов и монастырей. Нет практически ни одного уголка, где не нашли бы прихожане места для молитвы.
Примерно в двух часах езды на машине от Самары, в селе Елховка стоит Храм во имя Святой Троицы.
Ещё лет за пять до нашествия на Россию Наполеона, в Елховке был построен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Небольшая церковь вмещала тогда всего 300 человек молящихся, что для маленького села было вполне достаточно.
Но уже к началу двадцатого столетия село представляло собой большой торговый центр. Старый храм не мог вместить всех прихожан и дошло до того, что люди молились на улице. Эта проблема сохранялась в Елховке до тех пор, пока не построили новый храм.
Голосовали раньше открыто. Без избирательных участков. 19 февраля 1895 года 424 домохозяина, имеющие право голоса в приходских делах, на очередном сходе, в присутствии приходского попечительства и местного священника Николая Парадизова, постановили: «Построить в селе новый храм во имя Святой Троицы, и собирать с имеемых у нас в приходе 923 ревизских душ по 1 рублю с начала 1895 года по окончании всей работы». Для строительства был выбран проект знаменитого самарского архитектора Щербачева – храм, вмещающий около 1000 человек.
Архивные документы содержат удивительно точные записи, отражающие все этапы строительства. Вот одна из них: «6 декабря 1901 года. Храм почти готов, не доложена только половина колокольни. На постройку на настоящее время имеется 12 тысяч рублей. Остается еще настлать полы и отштукатурить внутри. Материалы для этого заготовлены. На окончательную постройку сумма еще не известна».
Ещё через 3 года оставалось только поставить иконостас, выкрасить внутри храма стены и пол и перенести дома священника и диакона от старой церкви к новой. Ещё решили построить церковную сторожку и школу. На означенные постройки попечительство имеет арендную плату за базар и ярмарку 1740 рублей.
Вот обратите внимание, что это всё совершенно открытые документы, из которых любой прихожанин тогда мог узнать, сколько денег собрано и на что они потрачены.
В 1904 году строительство было завершено.
Есть смысл задуматься, как могли относиться к советской власти люди 9 лет строившие храм фактически на свои деньги и увидевшие, что в нем всё переделали и устроили клуб и кинотеатр. А именно так и произошло после 1917-го года.
Восстановление храма началось в 1991-м году, причем именно точно по первоначальному проекту архитектора Щербачева. Вера и трудолюбие сделали своё дело. Храм восстановлен. Будете путешествовать на север от Самары – обязательно заезжайте. Обещаю, вы будете поражены красотой и покоем, царящими вокруг храма Святой Троицы в Елховке.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер