Для молитв, обращённых к Богородице, христиане во все времена находили различные поэтические образы. Один из них известен из греческой рукописи седьмого века «О покаянии Феофила». Герой этой повести совершил сделку с дьяволом, чтобы получить высокое положение в обществе, а потом горько пожалел об этом. Он со слезами просил прощения у Христа и Его Пречистой Матери. Взывая к Царице Небесной, Феофил именовал Её Взысканием погибших. Раскаявшийся грешник верил, что даже тех, кто переступил порог душевной гибели, Небесная Заступница в силах вернуть к жизни в Боге.
В семнадцатом столетии епископ Димитрий Ростовский перевёл повесть «О покаянии Феофила» на русский язык. Вскоре после этого образ Богородицы, как надежды на спасение безнадежных, нашёл своё отражение в русской иконописи.
К началу девятнадцатого века в России распространились образы Божией Матери, объединённые названием «Взыскание погибших». Они возникли независимо друг от друга и отличались по иконографии. Одна из этих икон была написана в 1802 году для московского храма Рождества Христова. Он находился в районе Палаши — в переулках неподалёку от Тверской улицы.
Образ «Взыскание погибших» стал одной из главных святынь Рождественской церкви. Особенность этого изображения в том, что Богородица представлена на нём с открытыми волосами — так иконописец подчеркнул девство Царицы Небесной. Богомладенец нежно обнимает Мать за шею и с любовью глядит на Неё.
Во время войны 1812 года солдаты Наполеона разорили Рождественский храм в Палашах. Когда французы отступили, москвичи нашли икону «Взыскание погибших» на полу, разрубленной на три части. После реставрации святыня, разделившая страдание города, стала ещё более почитаемой.
В 1937 году безбожники снесли церковь Рождества Христова. Икону Богородицы православные перенесли в храм Воскресения словущего на Успенском Вражке. И сегодня верующие приходят туда, чтобы помолиться Пречистой Деве об исцелении от греховных страстей. Вслед за раскаявшимся грешником из древнего патерика они обращаются к Небесной Заступнице: «Спаси души наши, ведь Ты — Взыскание погибших!»
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 404
— Женщины в христианстве: удивительные примеры из сирийской традиции, когда женщина становилась настоящим духовным авторитетом;
— Жены-мироносицы в Евангелии: какова главная черта этих удивительных людей?
— Единственный в России храм святой мученицы Аллы: как он появился и что необходимо для его восстановления?
— Ко дню рождения императора Николая II: каким правителем и каким человеком он был?
— Что делать, если смущает православное почитание мощей? — от журнала «Фома» новый выпуск подкаста «Тет-а-тет».
«В книге — добродетели святых мужей, просиявших в наше время»
Византийский писатель Иоанн Мосх в конце шестого века по Рождестве Христовом вместе со своим учеником и другом Софронием совершил путешествие по монастырям Ближнего востока. На это путешествие ушёл не один десяток лет. Ревностных странников не пугали ни топкие болота, ни дикие звери, ни множество других опасностей. Всюду на своём пути друзья собирали сведения о великих подвижниках отдалённых пустынь. Они с большим вниманием и любовью изучали и записывали различные случаи из жизни монахов-аскетов, их назидания о спасении души. После возвращения блаженный Иоанн Мосх изложил привезённый материал в книге под названием «Луг духовный». Когда произведение было готово, блаженный Иоанн написал своему другу Софронию:
«В книге — добродетели святых мужей, просиявших в наше время. Срывая из цветов неувядающего луга наиболее прекрасные, я сплёл для тебя венок. По этой причине и назвал я этот труд „Лугом“: каждый может найти в нём духовное наслаждение, благоухание и пользу».
Все выпуски программы Слова Святых
«Куда меня ни пошлют — везде Бог»
В конце тридцатых годов 20 века большевики арестовали знаменитого хирурга святителя Луку Крымского. Епископа сослали в Сибирь. Поселили в ста километрах от Красноярска. Главному врачу районной больницы с трудом удалось добиться для светила медицины разрешения работать «за белье и питание». Зарплату ему проводили через пустовавшую ставку санитарки. Жил владыка очень бедно, в крохотной комнатушке возле кухни, недоедал. Как и других ссыльных, его притесняли. Но святитель Лука Крымский не унывал в заключении. Он открыто говорил о своей вере:
«Куда меня ни пошлют — везде Бог».
Все выпуски программы Слова Святых