
Фото: Jonatan Pie / Unsplash
«После завтрака дошкольник Серпокрылов имел обыкновение прогуливаться по деревне. Проводив на работу своего папашу, уважаемого слесаря Серпокрылова, дошкольник надевал офицерскую фуражку, закидывал на плечо винтовку, сделанную из водопроводного железа, и выходил в дозор...»
Из легендарной детской повести прозаика, поэта, скульптора и художника Юрия Коваля «Недопёсок Наполеон Третий» (глава «Дошкольник Серпокрылов») читал автор: Юрий Иосифович Коваль. Писателя не стало в середине 1990-х. По его книгам сделаны радиоспектакли и фильмы, написаны сотни исследовательских статей. А повесть о щенке песца по кличке Наполеон Третий, сбежавшего со зверофермы, даже была издана в 2018 году с комментариями учёных.
...И наши «Закладки» не раз обращались к этим книгам, и к «Недопёску» — тоже, включая прозвучавший пассаж. Но о чуде языка этой прозы хочется думать и говорить ещё и ещё, хотя о чуде говорить трудно.
Можно порассуждать о том, что в фамилии дошкольника Серпокрылова слышится одновременная тяга к крестьянскому труду и к свободному полёту; что выражения «папаша» и «уважаемый слесарь» пришли сюда из любимой Ковалём прозы 1920-х годов, то есть — из Зощенко и Бабеля; или просто полюбоваться оборотами «имел обыкновение прогуливаться по деревне» и почти платоновским «винтовка, сделанная из водопроводного железа»...
Замечательно и наблюдение некоторых вдумчивых читателей Коваля о том, что «звания» недопёска и дошкольника — весьма близкородственны: один невзрослый занят судьбой другого невзрослого. «Будьте как дети!»
Давайте послушаем фрагмент из радиоспектакля по «Наполеону Третьему».
Вот, сбежавший щенок песца неожиданно попадает к плотнику Меринову и неизбежно входит в отношения с дворовой собакой по кличке Пальма.
Читают актёр Николай Владимирович Литвинов (вспомню «Радионяню» и «Угадайку») и — автор «Недопёска» — Юрий Коваль.
«Плотник опустил недопёска на землю, вынул из кармана мотоциклетную перчатку, кинул на крыльцо, а сам вошёл в дом...
Из конуры вылезла толстая рябая псина. Это и была Пальма Меринова. Она походила на сосновый чурбак, укутанный войлоком, а на голове у неё росли развесистые уши, которые и придавали сходство с пальмой в кадушке. ...Большим и мокрым, розовым даже в темноте носом, обнюхала Пальма воздух и вобрала сразу все запахи, которые имелись в нём: вечерних щей, мотоциклетной перчатки, Наполеона Третьего и даже запах луны, выскочившей на минуту из холодного облака.
Запах недопёска Пальме не понравился, очень уж он был жёсткий, жестяной. Но в то же время не вызывал особого раздражения.
„Что поделать, — добродушно подумала Пальма. — Бывают и такие запахи. Беда не велика. Главное — сердце, душа“».
Из радиоспектакля по повести Юрия Коваля «Недопёсок Наполеон Третий» читали народный артист России Николай Литвинов и автор повести, Юрий Коваль.
Я думаю, что в прозе Коваля — растворена его бессмертная, высокоталантливая душа. Читая эту прозу, мы с вами имеем дело с тем «инструментом», с помощью которого она себя выражала — с языком.
С вами был Павел Крючков. И на прощание — слово автору «Недопёска». Вот как он ответил на один классический вопрос писательницы Марины Москвиной:
— Какую Вы любите прозу, какой она должна быть, на Ваш вкус?
— Проза должна быть вот какой: она должна быть такой, что ты готов поцеловать каждую написанную строчку.
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Псалом 107. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко люди думают, что их молитва призвана изменить Бога. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в 107-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 107.
2 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё; буду петь и воспевать во славе моей.
3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
5 ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя.
6 Будь превознесён выше небес, Боже; над всею землёю да будет слава Твоя,
7 дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем — крепость главы Моей, Иуда — скипетр Мой,
10 Моав — умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землёю Филистимскою восклицать буду».
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.
Говоря о просительной молитве, многие люди воспринимают её в контексте собственно человеческого опыта просьб и уговоров. Уже в детстве мы научаемся уговаривать старших позволить нам съесть лишнюю конфету, посмотреть лишний мультфильм или отменить наказание, которое кажется нам слишком суровым. У всех в детстве бывали ситуации, в которых за отказом могло последовать согласие, стоило лишь как следует попросить. Но так ли выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется, и в своей полноте сокрыт от нас в тайне Божественной жизни. Пробуя ответить на него, всякий сталкивается с антиномией — в Священном Писании мы встречаем идею о неизменности Божией и в то же время видим Его отвечающим на просьбы людей и сменяющим гнев на милость. Кажется, что в Евангелии есть места, в которых Христос прямо указывает на необходимость упрашивать Бога, например, так и говорит: «Просите и дано будет вам». Конечно, в первую очередь Он говорит о спасении, чего люди обычно не понимают и пытаются вытребовать у Бога исполнения самых разных просьб. Но в данном случае важно другое: разве человек, который умоляет Бога о спасении, не меняется внутренне, разве при искренней просьбе его сердце не исполняется доверием к Богу и не оказывается способным воспринять Его любовь?
В псалме, который мы сегодня услышали, явно выделяются две части, первая взята из 56-го, а вторая из 59-го псалма. Можно сказать, что 107-й псалом составлен из двух цитат, причём составлен так, что оказывается не только молитвой, но и диалогом между псалмопевцем и Богом. Разговор начинается со слов Давида, который обращается к Богу с молитвой, исходящей из глубины сердца. Он и его народ в беде и просьба его — это просьба об избавлении от врагов. Примечательно, что истину Божию псалмопевец видит достигающей облаков, в то время как милость Его превыше небес. Отсюда ясна суть просьбы к Богу: «Будь превознесён выше небес», то есть вознесись над справедливостью, будь милостивым.
Ответ, который от лица Господнего даёт псалмопевец, являет верность Бога Своему народу. В удивительных образах Господь показывает молящемуся, что Его власть распространяется на всю землю, что вся она Его, с городами, странами и народами.
Но означает ли это, что Давид уговорил Бога? Очевидно, нет. Дело в другом. Давид правильно настроил своё сердце! Именно поэтому он, вопрошая о том, кто дарует ему победу, признаёт, что защита человеческая суетна и полагаться нужно только на Бога. У Давида, конечно, есть войска, и они, естественно, будут прилагать усилия, для того чтобы победить, но при этом они должны будут помнить, что окончание всех трудов и всех усилий человеческих — от Господа.
Псалом 107. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 107. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 107. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Давида.
2 Готово сердце мое, Боже, [готово сердце мое]; буду петь и воспевать во славе моей.
3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
5 ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя.
6 Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя,
7 дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем - крепость главы Моей, Иуда - скипетр Мой,
10 Моав - умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землею Филистимскою восклицать буду".
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.
15 мая. Об истории Путивльской иконы Богородицы

Сегодня 15 мая. Церковь чтит Путивльскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Андрей Ефанов.
Удивительно, как заступничество Пресвятой Богородицы христианскому роду может проявляться на протяжении многих поколений! 400 лет отделяют друг от друга два явления иконы Пресвятой Богородицы «Путивльская». Каждый раз это чудо было связано с тяжёлыми событиями в Путивле. В 30-х годах XIII века это было монголо-татарское нашествие, а в XVII веке — трагические события смутного времени. То, что перестаёт быть важным в жизни христиан, нередко ими утрачивается. Так случилось и с Путивльской иконой Пресвятой Богородицы, которая не сохранилась в огне богоборчества XX века. Лишь по иллюстрациям образ был заново написан. На иконе Спаситель держит в руках символ вседержавной власти, а у Царицы Небесная лестница, как знак того, что Христос, возводящий человечество на небеса и до ныне сохраняет для нас возможность духовно преобразиться и войти в Царство Небесного Отца.
Все выпуски программы Актуальная тема