
Когда мы слышим выражение «Святая земля», мы должны понимать, что речь идет о территории, разделенной сегодня между несколькими государствами — Израилем, Иорданией, Египтом. Тем не менее, наиболее важные с точки зрения библейской истории места сконцентрированы, по большей части, на израильских землях. В первую очередь, это Иерусалим с его главной христианской святыней — Храмом Гроба Господня — иначе храмом Воскресения Христова.
Храм Гроба Господня под своей крышей объединяет места распятия, посмертного помазания и воскресения Спасителя. Один из приделов храма посвящен не евангельскому, но тоже значимому событию — обретению креста Христова. Деревянный крест Спасителя был найден в четвертом веке по инициативе святой императрицы Елены. Данное событие стало основой для церковного праздника — Крестовоздвижения. Этот праздник торжественно отмечают во всех Православных Церквях. Но совершенно особенно — в Иерусалимской Церкви. Как же иначе — ведь именно здесь данное событие состоялось!
Во времена Византийской империи в день Крестовоздвижения по Иерусалиму проходил многолюдный торжественный крестный ход, во главе которого несли крест Христов. Сегодня вся эта торжественность осталась в прошлом. Но крестный ход по-прежнему в Иерусалиме проходит.
Руководит им Иерусалимский патриарх. Несмотря на то, что в Иерусалимской церкви хранится самая большая частица креста Спасителя, на крестный ход ее не выносят. Из-за опасений перед мусульманами и иудеями. Частица в особом ковчеге постоянно находится в храме при здании Патриархии. Во главе крестного хода несут средних размеров распятие, прикрепленное снизу к длинному древку.
Крестный ход идет от Патриархии до храма Гроба Господня. Участники крестного хода несут в руках ветки базилика. Это иерусалимская традиция. Появление ее связано с событием обретения Святого Креста. На месте раскопок, которые начала святая Елена, рос куст некоего растения. Когда стало понятным, что Крест найден, про этот куст вспомнили и назвали его базиликом, по-гречески «василикос», что значит «царский». «Царем царей» в Православии традиционно именуют Спасителя. Так базилик стал неотъемлемой частью празднования Крестовоздвижения в Иерусалиме.
Крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом, придя в Храм Гроба Господня, заходит в придел Обретения. Там совершается богослужение, в ходе которого происходит так называемый чин воздвижения. Иерусалимский Патриарх, стоя на возвышении посреди храма, поднимает вместе с двумя священниками большой крест, украшенный цветами. По древней традиции он благословляет им четыре стороны света в знак освящения благодатью креста всей Вселенной.
Все выпуски программы Вселенная православия
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема