
Когда мне было лет восемь, я попала под сильнейший ливень. Была середина лета. Мы с мамой возвращались с дачи. Весь день светило солнце, было очень жарко. И как часто бывает при такой жаре, всё произошло внезапно. Мы вышли на автобусной остановке. Успели пройти только часть пути — до дома нам оставалось метров шестьсот, когда небо заволокло черно-синими тучами. И не успели мы найти укрытие, как началась гроза. Ослепительные вспышки молний, следом — оглушающий грохот грома. И дождь — самой настоящей стеной — дальше нескольких метров уже не было видно ничего. О том, чтобы искать место, где можно спрятаться не было и речи. Мы просто побежали изо всех сил в сторону дома.
Недавно, услышав за окном раскаты грома, я вспомнила тот эпизод, ту свою детскую реакцию испуга, и стала размышлять о природе страха.
Все мы чего-нибудь да боимся. Как чего-то не слишком значительного, например, насекомых, змей, высоты, той же грозы, так и чего-то глобального — внезапных перемен в жизни, проблем со здоровьем, и, в целом, будущего. Причины страха могут быть иррациональными. Но чаще всего наш страх рождается из-за невозможности контролировать ситуацию. Мы боимся непредсказуемости, неуправляемости мира, в котором живем.
Я прекрасно помню чувство бессилия перед стихией, которая так грозно разыгралась вокруг нас в летний день. Сейчас я понимаю, что именно бессилие было в тот момент для меня источником страха.
Однако, Сам Господь через Богодухновенное Священное Писание больше семидесяти раз говорит: «Не бойся!». И говорит Он это каждому из нас.
Любой страх изматывает, истощает, крадет наши силы, не дает жить полной жизнью. А именно к полноте жизни нас призывает Господь. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» — говорит Иисус Христос в Евангелии от Иоанна. Но как быть, если уже угодил в ловушку страха?
«Не бойся, только веруй!» — говорит Христос. Так просто и сложно одновременно! Как же сложно перестать контролировать. Как сложно признаться себе: «Здесь я бессилен, только на Тебя уповаю, Господи. Помоги!». Сложно довериться, пусть даже и Самому Творцу. Потому что опять страшно: а вдруг всё получится не так, как хочется мне? И здесь уже идёт речь о доверии. Доверять Богу ещё нужно научиться.
А что будет, если действительно взять и полностью довериться Богу? Я сама этому только учусь. Но могу подтвердить: в ситуациях, когда я переставала пытаться контролировать, пытаться самой повлиять на то, что было явно выше моих сил, и просто говорила: «Господи, пожалуйста, возьми это в Свои руки», всё складывалось наилучшим способом. И получалось значительно лучше, чем виделось мне. Вместе с этим внутри возникало чувство спокойствия, пропадал страх.
Да, всё в итоге может развернуться совсем не так, как представлялось нам. Неисповедимы пути Господни. Никто не знает, каков замысел Творца о каждом из нас. Но доверие в том и заключается, чтобы принять любой итог, зная, что он, каким бы ни был, будет лучшим.
Гроза в тот день закончилась так же быстро, как и началась. Мы благополучно добрались до дома, хоть и промокшие до нитки, но с ощущением какого-то невероятного приключения.
Кстати, после того случая, гроз я не стала бояться сильнее. Наоборот, особенно сильный ливень с молниями и раскатами грома напоминает о том, как ничтожны силы человека, и как велик Господь, на Которого мы можем надеяться и Которому можем доверять.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема