
Фото: Piqsels
В Павловск, тихий, уютный дачный городок под Петербургом, с началом лета съезжались из шумной столицы на отдых любители загородной жизни: полуденных чаепитий на террасе, неспешных прогулок по густо заросшему парку и звуков оркестра по вечерам. В 1895 году среди них оказался молодой художник Николай Никанорович Дубовской. Совсем недавно к нему пришёл большой творческий успех. Пейзаж Дубовского «Зима» стал главным событием Двадцать третьей выставки художников-передвижников. Картину приобрёл для своей галереи Павел Третьяков. Гонорар за неё был внушительным — Николай мог позволить себе снять на лето дачу. Правда, окончательного решения на этот счёт он ещё не принял, и для начала приехал просто осмотреться.
Дубовской шагал по центральной улице городка. А навстречу ему шла девушка. Хрупкая, в светлом шёлковом платье. В руках — зонтик от солнца. Незнакомка подняла на художника большие, немного печальные чёрные глаза. От этого взгляда сердце у Николая едва не выпрыгнуло из груди. «Вот та, которую я искал всю жизнь!» — подумал он. Сомнений больше не было — художник твёрдо решил снимать дачу в Павловске.
Каждый вечер он выходил на прогулку, в надежде снова встретить прекрасную незнакомку. И однажды это произошло. Состоялось знакомство. Девушку звали Фаина Николаевна Терская. Она приехала отдыхать в Павловск с матерью и сёстрами. Фаина увлекалась живописью, и когда узнала, что новый знакомый — известный художник, смущаясь, попросила его дать ей несколько уроков.
Николай и Фаина почти всё время стали проводить вместе. С мольбертом и красками они исходили весь Павловск. Дубовской был очень доволен успехами ученицы. А главное — с каждым днём всё больше понимал, что любит девушку и не сможет без неё жить. Когда Фаина сообщила, что скоро они с матерью отправляются в поездку по Италии, Николай без раздумий решил последовать за любимой. Во время этого путешествия Дубовской написал портрет Фаины Терской. Он назвал картину «Девушка на фоне моря». Фаина Николаевна запечатлена в соломенной шляпке-канотье, с биноклем в руках. Её глаза светятся радостью и любовью. В Италии Дубовской сделал девушке предложение. Фаина с радостью его приняла.
Осенью 1895-го года молодые люди обвенчались в православном храме Флоренции. Супруга художника вспоминала, как в день свадьбы с волнением ожидала жениха. Подходило время ехать в церковь, а Николая всё не было. Наконец он прибежал — запыхавшийся, с букетом прекрасных белых цветов. Дубовской умолял простить его за опоздание. Утром он сел писать этюд. И так увлёкся, что совсем забыл о времени. Невеста не обиделась. Она глубоко понимала творческую душу гениального художника. «Мой муж должен служить искусству. А я буду служить ему», — сказала себе накануне свадьбы Фаина Николаевна. Когда молодожёны вернулись в Петербург, она взяла на себя все основные бытовые вопросы, предоставив мужу возможность не отвлекаться от творчества. Дубовской, в свою очередь, ценил тонкий художественный вкус жены, часто в процессе работы советовался с нею и всегда прислушивался к мнению супруги. Коллега Николая Никаноровича и друг семьи, художник Яков Минченков говорил о Дубовских: «Я не знаю более счастливого супружества в смысле совместного служения общей идее и взаимной поддержки на жизненном пути».
Он вспоминал, что часто встречал чету Дубовских, вместе идущих в магазин за покупками. И в том, как они шли, рука об руку, как смотрели друг на друга, чувствовалась глубокая одухотворённость их семейного союза. «За житейской суетой скрывалось нечто, питающее их, как жизненный эликсир», — писал Минченков о любви Николая Никаноровича и Фаины Николаевны, которую они пронесли через всю жизнь, до самой смерти художника в 1918 году.
Супруга надолго пережила живописца. Всё это время Фаина Дубовская посвятила сохранению памяти о муже. Участвовала в устроении его выставок, писала воспоминания, составляла каталог картин. Одним из полотен своего супруга Фаина Николаевна особенно дорожила. Оно называется «На Лаго Маджоре». На нём изображено живописное горное озеро. Когда-то на берегу этого озера Николай впервые признался Фаине в любви.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема