Однажды прогуливаясь по саду, девушка из богатой английской семьи Флоренс Найтингейл размышляла о своём будущем. Оно рисовалось прекрасным: счастливое замужество и спокойная жизнь добропорядочной леди. Внезапно Флоренс остановилась и как потом говорила, услышала голос Божий, сказавший, что она должна посвятить себя важному делу, которое кроме неё никто выполнить не сможет.
Что это за дело Флоренс поняла не сразу. Её жизнь была полна развлечений и путешествий. Но куда бы не приезжала девушка, она всегда обращала внимание на бедняков и ужасалась тому, как трудно они живут. А когда однажды Флоренс посетила больницу для бедных, она поняла, о каком важном деле говорил ей голос в саду. В тот день Найтингейл почувствовала, что уход за больными – это её долг перед Богом.
Флоренс поступила на медицинские курсы, повергнув в шок своих близких. В середине 19-ого века работающая аристократка была нонсенсом, а уж труд сиделки и вовсе считался неприличным. Но несмотря на протесты родных, девушка курсы закончила и стала работать, да так успешно, что её назначили руководителем Института по уходу за больными леди. Флоренс отнеслась к работе творчески: благодаря ей в клинике появились лифты для доставки еды больным и звонки для вызова сиделок. А когда в 1853 году разразилась Крымская война, Флоренс поехала ухаживать за английскими солдатами.
Бригаду сиделок, которую собрала Найтингейл, привезли в Скутари – турецкий курорт, находящийся наподалёку от Крыма. Раненые в госпиталь поступали круглыми сутками. Флоренс сразу увидела, что уход за солдатами неважный: им не давали лекарств, не готовили еду, не купали. В госпитале не было даже элементарных удобств и солдаты умирали не столько от ран, сколько от холеры. Форенс убедила командование прислать в лазарет комиссию. После её отъезда тут же была починена канализация, госпиталь получил деньги и лекарства. Найтингейл без устали ухаживала за ранеными. Она работала по 22 часа в сутки. Спасённые Флоренс солдаты с любовью называли свою благодетельницу «леди с лампой», так как она даже по ночам обходила палаты с фонарём в руке.
Считая, что делает для солдат слишком мало, отважная медсестра уехала в Крым на передовую. Она едва не погибла от лихорадки, а поправившись, начала работать в бараках для раненых, поскольку даже полевых лазаретов поблизости не было. На фронте Флоренс дала себе слово, что после войны сделает всё для того, чтобы улучшить условия армейских госпиталей.
В Лондон она вернулась под чужим именем. Зная о том, что о ней говорят как о национальной героине, Флоренс не хотела торжественной встречи и хвалебных речей. Но именно любовь миллионов сограждан помогла ей открыть первую в мире школу медсестёр. На имя женщины, воевавшей в Крыму, вся Англии присылала деньги. Их Флоренс вложила в организацию своей школы, совершив переворот в медицине и превратив уход за больными в уважаемую профессию.
Но в первую очередь медсестра провела санитарную реформу в армии. Фраза Флоренс: «Госпиталь не должен причинять вреда никому из больных» облетела весь мир. Военные чиновники пытались помешать Найтингейл, но она дошла до королевы и дело сдвинулось. Это была ещё одна – кабинетная война, с которой Флоренс вернулась с победой.
Найтинейгл прожила долгую жизнь. Провела в Англии реформу медицинского обслуживания бедняков. Даже став инвалидом не отказалась от деловой поедки в Индию, где учила медсестёр уходу за ранеными. Флоренс работала и тогда, когда уже не могла вставать с постели. В 1907 году король Эдуард Седьмой вручил восьмидесятисемилетней Найтингейл орден «За заслуги». Её друзья считали, что награда, которой до того женщины в Британии не удостаивались, несколько запоздала, а сама Флоренс говорила: «Дела гораздо важнее любых титулов». Под этими словами могли подписаться тысячи людей, которых Флоренс Найтингейл спасла от смерти.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».