— Никита, дорогой, хорошо, что ты нашёл время, приехал в Эрмитаж и составил мне компанию! Мы с тобой не виделись, пожалуй, года четыре...
— Да, Маргарита Константиновна, время быстро бежит... И мы снова с вами среди картин Рембрандта. Только в прошлый раз это было в музее имени Пушкина в Москве. Помните, мы с родителями приезжали? Никогда не забуду ваш рассказ о работе художника «Неверие апостола Фомы»... Помню, она впечатлила меня.
— Замечательная картина. А посмотри, пожалуйста, сюда — вот ещё одно прославленное полотно мастера — «Возвращение блудного сына». В его основе тоже библейский сюжет. Сын знатного человека, выпросивший свою долю наследства, уходит из отчего дома. Он спускает всё до последней монеты на пирушки и удовольствия, а когда остаётся ни с чем, когда холод, голод и страдания постигают его — с покаянной головой возвращается к своему отцу.
— Каким жалким и беспомощным изобразил его Рембрандт. Посмотрите, его голова обрита, как у каторжника. На исхудавшем теле старая, изорванная одежда, сношенные туфли. Посмотрите на его стёртые ноги...
— Да, жизнь побила этого молодого кутилу. А справа от него на картине изображены ещё четыре персонажа. Но они едва различимы, затемнены. Герои молча взирают на то, как молодой человек припал на колени перед отцом, буквально приник к нему, спрятав лицо...
— Похоже, ему очень совестно. Его поза полна раскаяния и мольбы о прощении.
— Как написано в Евангелии от Луки: «Сын же сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».
— А что ответил отец?
— «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Это тоже строчки из Евангелия.
— Как точно художник передал библейский образ отца. Всё полотно тёмное, мрачное, а фигура старца, склонившегося над сыном, будто выхвачена из общего фона золотистым светом. Его лик буквально сияет, а богатая красная накидка накрывает блудного сына, словно шатёр.
— Тонкая работа со светом и тенью — избранный приём Рембрандта. С его помощью мастер доносит до нас в этой картине образ Отца Небесного, любящего, милосердного. Того, кто всё простит своим раскаявшимся чадам. Именно эта мысль заложена в евангельской притче, к сюжету которой обращались в разные времена литераторы, живописцы и музыканты...
— А сам Рембрандт в каком возрасте обратился к притче о блудном сыне?
— Впервые художник приблизился к этой теме, когда ему было около тридцати. Тогда он создал свой шедевр «Блудный сын в таверне». На картине мастер изобразил самого себя, пирующим с любимой женщиной. Элегантно одетый, довольный жизнью, в руке — хрустальный бокал, наполненный вином! А спустя три десятка лет, на закате жизни, Рембрандт напишет полотно, что сейчас перед нами — «Возвращение блудного сына».
— Интересно... Изучая работы художника можно проследить его внутреннее преобразование, духовный рост...
— Верно! Можно попытаться понять, о чём он переживал в молодом возрасте, а о чём — в старости... Образы, созданные мастером на картине «Возвращение блудного сына», говорят о философском осмыслении художником самого себя и своего внутреннего мира.
— Да, а ещё картина вызывает сострадание и жалость к герою...
— Настоящее искусство и должно вызывать глубокое переживание. Оно призвано побудить человека измениться внутренне, а может быть, и в чём-то раскаяться. Когда я смотрю на эту картину Рембрандта, в памяти возникают люди, которых я когда-то, может быть даже случайно, осудила, обидела по гордости... Хочется пойти исповедаться.
— А мне очень захотелось папе позвонить, мы в последнее время так редко с ним видимся. Отец сдал совсем. После ухода мамы потускнел. А у меня всё работа, работа...
— Никитушка, так давай сейчас к нему и заедем! Поезд у меня завтра, времени достаточно... Вместе навестим твоего папу. Пообщаемся. Расскажем ему о том, как гуляли сегодня по Эрмитажу и видели шедевр Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына».
Порадуем одиноких стариков и детей с инвалидностью из Ярославской глубинки

Каждый год, перед Рождеством, команда фонда «Спасибо» отправляется в отдалённые уголки Ярославской области, чтобы привезти подарки и праздничное настроение подопечным. Это дети и подростки с инвалидностью, ребята из малоимущих семей и одинокие пенсионеры. Чтобы у фонда была возможность порадовать каждого, в декабре он проводит акцию по сбору подарков. Пожелания взрослых и детей самые разные — от продуктов, полотенец и постельного белья, до развивающих игр и наборов для творчества.

Год назад сотрудникам и волонтёрам фонда «Спасибо» при участии благотворителей удалось порадовать более 200 (двухсот) человек. Например, Дениса Андрющенко. Из-за прогрессирующей болезни подросток становится всё слабее. Денис уже не может ходить, но при этом не теряет радости и интереса к жизни. Любит читать и увлекается конструированием. В прошлый раз он получил в подарок энциклопедию, которую очень ждал. А в эти праздники команда фонда порадует Дениса настольной игрой.
Ещё среди тех, кому нужны забота и внимание — пенсионерка Лариса Арменовна. Важное место в её жизни всегда занимала помощь другим — она участвовала в эвакуации детей из чернобыльской зоны, поддерживала людей в психоневрологических интернатах и ребят в детских домах. Сегодня бабушка живёт одна в глубинке Ярославкой области, и сама нуждается в добром участии: ей необходимы лекарства и продукты.
Вы можете поддержать подопечных ярославского фонда «Спасибо». Например, самостоятельно приобрести подарок и передать через сотрудников фонда, присоединиться к волонтёрским поездкам, а также оставить любой благотворительный взнос на сайте проекта.
Позвонить сотрудникам фонда: +7 (4852) 66-25-10
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«М.М. Бахтин и Ф.М. Достоевский». Татьяна Касаткина
Гостьей программы «Светлый вечер» была доктор филологических наук, заведующая Научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» Института мировой литературы Татьяна Касаткина.
Разговор шел о том, почему в советские годы книгу Михаила Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» восприняли как религиозное свидетельство, а сегодня в ней видят искажение христианских идей Достоевского.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, приуроченных к 130-летию со дня рождения М.М. Бахтина.
Первая беседа с кандидатом философских наук Андреем Теслей была посвящена жизненному пути М.М. Бахрина (эфир 22.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена христианскому взгляду на труды М.М. Бахтина (эфир 23.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Подготовка к встрече Рождества Христова». Протоиерей Максим Плетнев
У нас в студии был клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Мы говорили о празднике Рождества Христова, о его смыслах и о подготовке к нему.
Рождество Христово — момент, когда Бог становится Человеком ради спасения людей, и это меняет взгляд на время, историю и человеческую жизнь. В эфире звучат размышления о стремлении «увидеть» Рождество через зримые образы, традиции и культуру, о значении Святой Земли и о том, как по-разному человек может воспринимать мир: видеть в нём лишь внешнее или открывать величие Божие. Отдельно говорится о современных формах празднования и о том, как при внимательном, мирном настрое в них сохраняется возможность духовного сосредоточения. Также отец Максим рассуждает об умалении Бога и любви как жертве — о рождении Богомладенца, уязвимости и доверии, с которыми Христос приходит в мир. Разговор касается личных отношений человека с Богом, церковной общины и того, как вера призвана наполнять не только храм, но и повседневную жизнь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер











