
Подчас некоторые церковные предания мы воспринимаем именно как предания, то есть легенду. Вроде как что-то такое в истории было, но сейчас уже никак не проверишь — было это все на самом деле или нет. Насколько же большим бывает удивление людей, когда церковным преданиям находится вполне конкретное историческое подтверждение.
Всем православным известно иконное изображение святого великомученика Георгия Победоносца. Святой Георгий, сидя верхом на коне, поражает копьем гигантского змея. Многим эта сцена кажется мифической, а рассказ о битве — легендой. Но если вы приедете на Афон и посетите главный афонский монастырь — Великую Лавру, то сможете увидеть там язык того самого змея, гигантской рептилии, чудесным образом умерщвлённой святым Георгием.
Язык змея или, как называют его на Афоне, язык аспида был подарен основателю Великой Лавры, святому Афанасию Великому, византийским императором Никифором Вторым Фокой. Подарен не просто как сувенир или нечто подобное, а как реликвия, яркое подтверждение чуда святого Георгия. А еще и как иллюстрацию слов из девяностого псалма царя Давида: «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». Аспид, василиск — существа, смертноносные для человека, которые становятся беспомощными, если человека хранит Бог. С тех пор, с 10 века, окаменевший язык аспида так и хранится в Великой Лавре.
В качестве сосуда для хранения языка используется сделанная из золота глава змея, в пасть которой и вставлен окаменевший язык в несколько сантиметров длиной. Первоначально язык аспида хранился в монастыре исключительно как ценная реликвия. Но со временем монахи открыли чудесное свойство языка.
Оказалось, что если язык поместить в воду, то она становится целебной и помогает при укусах змей и иных ядовитых существ. Такая вода афонскими монахами называется «аспидо нерО», то есть вода аспида. Конечно же, язык аспида не сам по себе вызывает подобный эффект. Что бы вода стала целебной афонские монахи совершают особый молебен и только после него бросают язык аспида в большую фиалу с водой.
Торжественным образом «аспидо неро» освящается в день памяти святого Афанасия — 17 июля по новому стилю. В этот день в Великой лавре совершается особое праздничное богослужение — панигирик. Во время вечерней его части и происходит освящение воды при помощи языка аспида. После освящения любой желающий может набрать аспидо неро.
Русские паломники открыли еще одно чудесное свойство этой воды. Оказалось, что аспидо неро не только останавливает действия ядов, но и прекращает хронические воспалительные процессы. А еще аспидо неро помогает не только от укусов реальных рептилий, но и от известной рептилии под названием «зеленый змий». Иными словами, помогает преодолеть алкогольную зависимость.
Все выпуски программы Вселенная православия
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема