
Ближний Восток — регион уникальный, поскольку, несмотря на все военные и политические конфликты, продолжает оставаться землей со множеством библейских святынь. Здесь вы сможете найти места, являющиеся свидетелями событий, о которых рассказывается в Священном Писании и которые произошли несколько тысяч лет назад. Если вы вдруг надумаете посетить Иорданию, обязательно постройте свой маршрут так, чтобы побывать на горе Нево или Небо, находящуюся к востоку от Мертвого моря в семи километрах от города Мадаба. Нево место уникальное с библейской точки зрения. Согласно Священному Писанию вершина этой горы стала пристанищем для величайшего святого Ветхого Завета — пророка Моисея. Пророку Моисею Богом было поручено освободить еврейский народ от египетского рабства и привести в Землю Обетованную, регион, часть которого сегодня занимает государство Израиль. Путешествие евреев из Египта в Палестину продолжалось сорок лет. Таков был замысел Бога, чтобы в Землю обетованную пришли только те евреи, кто не помнил египетского плена и не был носителем рабского самосознания. Не суждено было войти в Палестину и пророку Моисею. Перед самой кончиной святого Бог повелел ему взойти на гору Нево и с ее вершины посмотреть на Землю Обетованную. После этого пророк Моисей умер, а его тело чудесным образом исчезло. В Библии, в послании апостола Иуды (не предателя, а другого — которого именовали Фаддеем) говорится, что за останки Моисея бились между собой Архангел Михаил и дьявол. Нет сомнений, что именно отсюда Моисей созерцал Палестину. Гора Нево представляет собой точку, позволяющую увидеть всю Святую землю. Если глядеть на запад, то можно в ясную погоду рассмотреть отсюда Вифлеем и Иерусалим.
С библейских времен к вершине горы Нево стремились люди, желавшие почувствовать святость этого места. В четвертом веке по Рождестве Христовом на Нево была построена маленькая церковь в честь пророка Моисея и в память о последних мгновениях его земной жизни. Со временем храм на вершине Нево был преобразован в монастырь. Из-за исламского нашествия к 16 веку обитель опустела и была полностью разрушена. Монашеская жизнь возобновилась здесь только в первой половине двадцатого века стараниями Католической Церкви. Именно ее священнослужители и ученые устроили на Нево археологические раскопки, в ходе которых были найдены остатки древних построек — благодаря этому удалось восстановить историю пребывания в на Нево православных монахов. Найденные объекты и новопостроенный храм в честь Архангела Михаила католики объединили в так называемый Мемориал Моисея — комплекс зданий на вершине горы. Надо сказать, что католики сегодня не только не препятствуют православным посещать вершину Нево, но выступили инициаторами учреждения в 1976 году совместного с Иерусалимской Православной церковью литургического фестиваля. Проводится он ежегодно 4 сентября. В этот день со всех концов Иордании, а также из иных стран сюда съезжаются православные и католические паломники. Православным священнослужителям предоставляется право отслужить Литургию в главном храме Мемориала Моисея — в течение года в нем по большей части служат католики. Для всех паломников устраивается экскурсия по главным объектам Мемориала. Особое внимание приехавших привлекает металлический крест с прикрепленным к нему медным змеем. Это библейский символ. При помощи медного змея пророк Моисей исцелял евреев от укусов змей во время их путешествия по пустыне. Кроме духовного и культурного удовлетворения паломники получают и вполне ощутимое подкрепление телесных сил. В день литургического фестиваля, после богослужения, всех приехавших на Нево обычно угощают чем-нибудь вкусным — например, традиционными восточными сладостями.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер