Судьба Леонида Чичагова изумляла знавших его людей. Офицер царской армии, врач, композитор, художник. На пике военной карьеры он оставил службу и принял священный сан. Спустя много лет похожий поступок совершила внучка Чичагова - Варвара. Будучи химиком с мировым именем, она стала монахиней.
Представитель старинной русской фамилии, потомок адмиралов Леонид Чичагов закончил Пажеский корпус. Участвовал в Русско-Турецкой войне. Насмотревшись на страдания раненых, Леонид всерьёз занялся медициной. Потом создал благотворительное общество в помощь военным пенсионерам. Помогал детям, отцы которых погибли на войне. Но несмотря на блестящую карьеру военного, Чичагов решил посвятить себя Богу и стал священнослужителем.
Вместе с женой и дочками он переехал в Москву. Первым тяжёлым испытанием для Чичагова стала смерть жены. После её ухода он принял монашество с именем Серафим. Службу начал военным священником. Потом в сане архимандрита служил настоятелем монастыря в Суздале и проделал громадную работу по прославлению Серафима Саровского. Спустя время Чичагова возвели в сан епископа. Где бы ни служил владыка Серафим, везде он искренне интересовался жизнью прихожан, никогда не забывал о благотворительности и был заметной фигурой в общественной жизни страны. Всё это перечеркнула революция. Большевики объявили Чичагова реакционером. Стремясь уберечь его от репрессий Патриарх Тихон возвёл Серафима в сан митрополита с назначением в Польшу. Но уехать Чичагов не успел. Новая власть выслала его в Марийскую область. Отбыв срок митрополит вернулся в Москву. В 1933 году он ушёл на покой и поселился на подмосковной станции Удельная. Жил тихо, читал книги, играл на фисгармонии и сочинял музыку. Частой гостьей в его доме была внучка Варя. Когда она родилась, владыка Серафим сам её крестил. Золотой крестик, помнивший руки деда, Варвара носила всю свою трудную жизнь. Испытания начались с самого детства. На Первой мировой войне погиб отец. После революции семья Вари уехала из Петербурга. Дедушка помог, отправив дочь и внучек в деревню, где их приютили в монастыре. Спасаясь от голода, они много и тяжело работали. Зато Варя на свои деньги в летние каникулы ездила к дедушке. Она знала, что его то сажали в тюрьму, то держали в ссылке, но никак не могла понять, за что наказывают такого доброго человека. Уже став студенткой, Варя два года прожила у митрополита Серафима. Дед никогда не ложился спать, не дождавшись внучку. Варя тоже ждала этих встреч, атмосфера в доме действовала на неё умиротворяюще. Ей нравилось сидеть в комнате деда, когда он играл на фисгармонии. Нравилось спать на диване, над которым висел образ Христа в белом хитоне, написанный дедом. Владыка Серафим всегда благословлял внучку на ночь. Он тогда уже очень болел и не мог передвигаться без помощи. Таким его и арестовали в 1937 году. Вари не было дома в ту страшную ночь. Узнав об аресте, она в отчаянии бегала по московским тюрьмам и везде ей отвечали, что Леонида Чичагова у них нет. След дедушки оборвался на долгих 50 лет. Уже потом Варвара Васильевна узнала, что его арестовали с формулировкой «как авторитета Православной Церкви» и обещали сохранить жизнь, если он отречётся от веры. Митрополит Серафим не отрёкся. Его приговорили к высшей мере наказания.
Варвара Васильевна говорила, что дед невидимо помогал ей всю жизнь. «Он вымаливал для меня у Бога Его милость. Его небесное заступничество весило больше, чем благорасположение любого земного начальника», - вспоминала Варвара Васильевна. Однажды она увидела удивительный сон. Дедушка собрался куда-то уезжать. Варвара попросила взять её с собой. А он сказал: «Нет-нет, ты мне ещё послужи». И внучка поняла, что должна издать книги деда. Информацию собирала по крупицам. Это было почти невозможно, но богословские труды митрополита Серафима увидели свет. Позже Варвара Васильевна издала исторические и медицинские книги владыки.
Она всю жизнь занималась наукой. Была знаменитым химиком. Уже на пенсии получила от судьбы неожиданный подарок. Зайдя в церковь Илии-Пророка в ОбЫденском переулке, Варвара Васильевна застыла от изумления. Прямо на неё смотрел Христос с той самой иконы, что висела в доме деда. Уйти из храма Варвара Васильевна не смогла. Устроилась туда продавать свечи. А потом приняла монашеский постриг и в память о дедушке получила имя Серафима. Ей было уже 80 лет. Последние годы жизни матушка Серафима целиком посвятила служению Богу и восстановлению доброго имени деда. Благодаря её стараниям митрополита Серафима Чичагова полностью реабилитировали, а в 1997 году он был причислен Православной церковью к лику святых.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер