Художник Кузьма Петров-Водкин страдал от одиночества. Годы бежали, уже исполнилось тридцать, а любви всё не было. Зато часто случались озарения и предчувствия. Повинуясь одному из них, в 1906 году Кузьма отправился во Францию. Поселился под Парижем в местечке Фонтоне-о-Роз. У мадам Йованович - хозяйки пансиона, в котором жил Кузьма, было несколько дочерей. В одну из них – Марию-Маргариту (дома её называли Мара) Кузьма влюбился и объявил ей то, что подсказало ему предчувствие: «Мадемуазель, я на вас женюсь!». Мара в ответ только рассмеялась. Через несколько дней Кузьма осведомился, выйдет ли она за него замуж? И добавил, что раз её отца зовут Теодором, значит в России она станет Марией Фёдоровной. Мара ответила, что это самое оригинальное предложение, какое ей приходилось слышать. И хорошо ли подумал мсье, прежде, чем его делать? «Мсье» ответил, что он совсем не думал. Просто его озарило и он увидел картинку: себя, Мару и их дочь Лёнушку у Исаакиевского собора в Петербурге. Говоря об этом, Кузьма был так убедителен, что девушка дала согласие на брак и тут же принялась учить русский язык. Молодые люди часто ездили на прогулки в Париж. Им было очень хорошо вместе. И хоть мадам Йованович была против этого брака, Кузьма и Мара расписались в мэрии. Потом Кузьма отправился на этюды в Африку. А Мара стала получать письма: «У Петрова-Водкина в мозгу засела женщина, и эта женщина - ты! Скоро мы поедем в Петербург - вместе и навсегда!»
«Петербург, вместе и навсегда» – это оказалось очередным пророчеством Кузьмы. Однако, прежде чем ехать в столицу, художник отвёз жену в свой родной Хвалынск, где обвенчался с ней. Мара приняла православие и стала, как предсказывал Кузьма, Марией Фёдоровной.
Жизнь в Петербурге супругов не баловала. Работы Петрова-Водкина почти не покупали. Мара терпела мучительные поиски Кузьмой своего стиля в живописи, не давала ему отчаиваться и поддерживала в муже надежды на лучшее. Они оправдались целиком и полностью, когда на свет появилась картина «Купание красного коня». Её отправили на выставку в Швецию. Но началась Первая мировая война, и картина пропала. Вслед за ней Петров-Водкин написал множество других полотен. В том числе и портретов любимой жены. Их было столько, что хватило бы на целую галерею. Известность Петрова-Водкина росла год от года, талант его расцветал, а Мара спокойно оставалась в тени гениального мужа и незаметно, но талантливо играла в семье «вторую скрипку». В одном из своих писем жене Петров-Водкин писал: «Я рад, что у меня есть моя Мара, которая с полной доверчивостью входит в мою тяжелую жизнь. Ты занимаешь первое место в моих мыслях и желаниях».
Желаний у Кузьмы было много, но самым сильным и нереализованным оставалось только одно: картинка-видение у Исаакиевского собора. Та, где их было трое. Уже прошло 10 лет брака, а Бог всё не давал супругам детей. Кузьма одну за другой писал картины с изображением Мадонны с младенцем на руках. Он очень хотел ребёнка. Но Мара никак не могла забеременеть. А когда это наконец случилось, медики предупредили: Марии уже 37 лет, роды могут закончиться гибелью. Но Мара просила врачей только об одном: если ей и младенцу будет грозить опасность, пусть спасают ребёнка. В первый день осени 1922 года у Петровых-Водкиных родилась Лёнушка. Счастливый отец, увидев дочь, написал: «Я был наполовину человек, не испытав этого!». Все хлопоты о ребёнке легли на плечи Кузьмы Сергеевича, Мара после родов долго не вставала с постели. Петров-Водкин нянчил дочку, гулял с ней и находился на седьмом небе от счастья. Жизнь приобрела особый смысл.
Но через несколько лет случилось то, о чём молчали предчувствия. У Петрова-Водкина обнаружили туберкулёз. Врачи запретили ему даже подходить к краскам. Художник не послушался. В 1939 году Петрова-Водкина не стало. Перед смертью он попросил жену не оставлять на произвол судьбы его работы. Мара дала обещание позаботиться о картинах. Она передала в дар Хвалынску фотографии, личные вещи, работы супруга. И в городе Кузьмы Сергеевича открылся его музей. Мария Фёдоровна сумела разыскать в Швеции пропавшие картины мужа. Полотна вернули в Москву и поместили в Третьяковскую галерею. Так самая знаменитая картина Петрова-Водкина «Купание красного коня» получила второе рождение. Всё это стараниями Марии Фёдоровны, которая за 32 года супружеской жизни не растеряла желания понимать загадки мужа. Это было самое главное. И именно это угадал Петров-Водкин, когда с первого взгляда влюбился в свою будущую жену.
Деяния святых апостолов
Деян., 16 зач., VI, 1-7.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Во Христе нет ни эллина, ни иудея», — такие слова мы можем найти в наследии апостола Павла. Проповедуя евангельское учение, ученики Спасителя всячески подчёркивали, что граница, существовавшая когда-то между евреями и прочими национальностями, разрушена. Об этом рассказывает нам и отрывок из шестой главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня во время Литургии в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Апостол Павел и прочие апостолы во время проповеди постоянно подчёркивали, что Церковь — новый избранный народ Божий — объединяет теперь всех людей. Вне зависимости от их национальной принадлежности. Но одно дело теория, а совсем другое — практика. И в прозвучавшем отрывке из книги Деяний святых апостолов мы видим, как проявляют себя прежние ветхозаветные представления.
В Иерусалимской Церкви случается скандал. Вдовы нееврейского происхождения начинают возмущаться, что им либо дают меньше, либо вообще не выдают с церковного склада полагающихся продуктов. Так проявляла себя национальная нетерпимость. Служители еврейского происхождения никак не могли изжить в себе прежнего, соответствовавшего ветхозаветным представлениям пренебрежения, испытываемого к представителям иных народов. Становится понятно, что в Иерусалимской общине древних христиан нет того единства, о котором так радостно рассуждал апостол Павел.
Первоначально Иерусалимская община христиан действительно стремилась жить в мире и единомыслии. Но люди, к сожалению, есть люди. И постепенно то там, то тут в христианском собрании стали проявлять себя человеческие недостатки. Кто-то стал утаивать имущество, не жертвуя положенное в общую копилку. Кто-то начал добиваться власти в церковном собрании. А вот христианки-вдовицы из язычников посчитали (скорее всего, обоснованно), что с точки зрения благотворительности им уделяется меньше внимания, чем вдовицам-еврейкам.
Услышав жалобы, апостолы решили не разбираться, кто прав, а кто виноват, а системно разрешить сложившуюся ситуацию. Для этого они предложили всем христианам, вне зависимости от национальной принадлежности, выбрать семь уважаемых мужчин, которые бы отныне взяли на себя все хозяйственные, финансовые и организационные вопросы. Избранных семерых назвали «диаконами», в переводе с греческого — «служителями».
Книга Деяний сохранила для нас имена древних семи диаконов: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Ти́мон, Парме́н, Николай Антиохиец. Относительно последнего диакона — Николая Антиохийца — прямо говорится, что он в прошлом был язычником. Возможно, к среде эллинистов принадлежали и некоторые другие диаконы. Апостолы своим выбором показали христианской общине, что ключевую роль играет не национальность человека, а его вера и готовность служить Церкви.
Но и это ещё не всё. Существует романтическое представление, что в древней Церкви дела обстояли лучше, чем в современном церковном собрании. В чём-то, возможно, да. А в чём-то и нет. Недостатков хватало всегда. Но дело не в них. А в том, как к мы ним относимся. Апостолы не стали мириться с несправедливостью и постарались её исправить с помощью деятельной любви и милосердия. С одной стороны, ученики Христовы не стали отгораживаться от возникших трудностей. А с другой — не пожелали применять жёсткий административный подход. Они избрали золотую середину. Вот и мы призваны поступать так же. Бороться именно с грехом, а не с людьми, помогая им и себе преодолевать совершённые ошибки. А вместе во Христе созидать Церковь Божию — наше утешение, отблеск Царства Небесного на земле.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»
В 1946 году святителя Луку Войно-Ясенецкого перевели на Крымскую кафедру. Поселился архиепископ на втором этаже ветхого дома. Здесь же располагалась епархиальная канцелярия и жило несколько семей. В доме была теснота, у единственного водопроводного крана выстраивалась очередь. Владыка многим помогал. На архиерейской кухне готовился обед на большое количество человек. По свидетельству очевидцев, приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков и всех здесь кормили досыта. Сам владыка питался очень просто. Одевался тоже более чем скромно — всегда ходил в чинёных рясах. Секретарь епархии вел списки нуждающихся, и в конце каждого месяца по ним рассылались денежные переводы. Святитель учил свою паству тому, в чём сам был примером:
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».
Все выпуски программы Слова Святых
Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге. «У меня давно болят и немеют пальцы на руках. Я уже не способна делать вещи, которые требуют мелкой моторики. Даже пишу с трудом...» — рассказала пациентка врачу травматологу-ортопеду Нике Булавиновой. Наталья — беженка, у неё проблемы с документами и деньгами, поэтому получить медицинскую помощь в обычных клиниках у неё возможности нет. Но в Благотворительной больнице бесплатно помогают всем, кто попал в беду.
Травматолог Ника, внимательно выслушав и осмотрев пациентку, поняла — вернуть подвижность рукам — можно! Во время обучения в медицинском вузе, ей посчастливилось познакомиться с одним из лучших кистевых хирургов России — Николаем Карпинским. С ним на практике студенты подробно разбирали такой же случай, как у Натальи: немеют все пальцы рук, кроме мизинца. Поэтому у Ники не возникло сомнений — сдавлен один из нервов, который необходимо освободить.
Врач успешно прооперировала женщину. И спустя 7 дней радостная пациентка буквально вбежала в больницу со словами: «Доктор! Мои пальцы! Я всё чувствую, они снова меня слушаются и совсем не болят!»
Эта счастливая история случилась благодаря тому, что 6 месяцев назад с помощью отзывчивых людей в Санкт-Петербурге открылась Благотворительная больница. Здесь принимают тех, кто лишился дома, людей без документов и гражданства.
Сейчас больнице нужен санитарный автомобиль для маломобильных пациентов. Сбор на транспорт открыт на странице: https://planeta.ru/campaigns/ambulance
Больше узнать о работе Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге charityhospital.ru и о том, чем помочь, можно на сайте проекта или в социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов