У нас в гостях был директор библиотеки-музея «Дом А.Ф. Лосева» Владимир Семёнов.
Мы говорили о жизни, религиозных убеждениях и вкладе в развитие русской философии Николая Бердяева, а также о литературно-музыкальном фестивале, посвящённым 150-летию со дня его рождения.
Ведущие: Константин Мацан, Алла Митрофанова
Константин Мацан:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона моя коллега Алла Митрофанова.
Алла Митрофанова:
— Константин Мацан. Здравствуйте.
Константин Мацан:
— Добрый вечер. В гостях у нас сегодня Владимир Олегович Семенов, директор библиотеки-музея «Дом Алексея Федоровича Лосева». Добрый вечер.
Владимир Семенов:
— Здравствуйте.
Константин Мацан:
— И повод к нашей беседе замечательный: с 6 по 23 марта в Москве на разных площадках, о которых мы расскажем, пройдет литературно-музыкальный фестиваль «Судьба России», приуроченный к 150-летию со дня рождения Николая Александровича Бердяева. Много мероприятий в связи с крупным юбилеем одного из самых известных на Западе русских философов. Хорошо, что на родине тоже вспоминают. Владимир Олегович, расскажите о фестивале, о том, что будет.
Владимир Семенов:
— Фестиваль — это только небольшая часть тех событий, которые планируются в связи со 150-летием Бердяева. Действительно, мы понимаем, что это русский мыслитель, чье имя во многом стало олицетворением русской философии в мире. И Бердяев был, наверное, самым переводимым русским философом, его вклад в продвижение русской философии колоссальный. Здесь даже я бы сказал, что немножко обидно, что внимание к этой грандиозной фигуре не достаточное. Этот юбилей, 150-летие, мы надеемся, может стать отправной точкой, еще раз обратить внимание на фигуру и вклад Бердяева в русскую философию. Если позволите, я бы провел бы такую мысль. Мы привыкли, что мы говорим, что есть великая русская культура, которая состоит из великой русской литературы, музыки, философии. Мы понимаем, если говорим о литературе, первый десяток величайших имен, сотни каких-то мест на карте страны названы их именами, они звучат непрестанно. Мы говорим: Пушкин, Достоевский, Чехов, Лермонтов.
Алла Митрофанова:
— Тургенева забывать не стоит. Кто у нас проводник-то главный оказался?
Владимир Семенов:
— Если говорим о музыке, тоже: Чайковский, Мусоргский, Рахманинов. Огромное количество учреждений в разных городах, регионах названы их именами. И как только мы говорим о русской философии, мы вдруг сталкиваемся с тем, что этих имен в топонимике как бы и нет. Тогда получается, а где великая русская философия, где имена Ильина, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Сергия Булгакова? В этой связи разговор о Бердяеве и мероприятия, связанные с его юбилеем, мне кажется, чрезвычайно важны. У нас задача, в том числе, обратить внимание нашего общества, власти и культуры на эти великие имена, надо заниматься и их мемориализацией, памятью этих имен. Когда мы говорим, что ищем какую-то национальную идею, она собственно и была в мыслях и высказываниях этих философов. Возвращаясь к фестивалю, мы поняли, что отметить юбилей Бердяева надо целой серией мероприятий, первым из которых станет вот этот литературно-музыкальный фестиваль. Мы специально отошли от просто философского подхода. Конечно, можно было сделать просто философский форум, которых проходит достаточное количество, философское сообщество, естественно, знает Бердяева и обсуждается русская философия. Но все время обсуждается в закрытом философском сообществе. Но Бердяев был не только философ, это грандиозная фигура с точки зрения русской культуры, который писал и о литературе, он был председателем Первого Всероссийского Союза писателей, тоже об этом не надо забывать. И литературный критик.
Алла Митрофанова:
— Мне кажется, он не любил, когда о нем говорили, что он литературный критик.
Владимир Семенов:
— Он не любил, но по факту он был, у него огромное количество работ.
Алла Митрофанова:
— Ну, это да.
Константин Мацан:
— Пять или семь раз его номинировали Нобелевскую премию по литературе, так он и не успел ее получить.
Владимир Семенов:
— Да. Он писал в целом о русской культуре, о мировой культуре. И поэтому мы решили, что это должен быть именно фестиваль, который бы сочетал и литературу и музыку. И так как хочется, чтобы это было интересно разным людям, не только философам, мы сделали, в том числе, упор на музыкальную составляющую, конечно, в основе русская духовная музыка. Фестиваль мы открываем концертом в музее Пушкина, в литературном музее, концертом русской духовной музыки, которую будет исполнять хор, частично это будет хор Сретенского монастыря, один из лучших исполнителей духовной музыки с потрясающей программой. Дальше вся подборка — это те произведения, которые близки или к тому периоду круга Бердяева Серебряного века, или это христианская музыка. И даже включили мероприятие в католическом соборе на Большой Грузинской. Это будет органный концерт.
Алла Митрофанова:
— С Мариной Омельченко.
Владимир Семенов:
— Да, да.
Алла Митрофанова:
— С потрясающей органисткой, имела счастье с ней немного общаться, это абсолютно влюбленный в музыку и в высокое искусство человек, преданный своему делу, заботящийся об орга́нах, которые есть в России, потому что это, оказалось, целая наука. Это потрясающе. На очень высоком уровне, я смотрю, составлена у вас программа. Про музей Пушкина важное уточнение. Речь идет о музее на Пречистенке, не о Пушкинском музее искусств, а музей на Пречистенке.
Владимир Семенов:
— Да, литературный музей на Пречистенке.
Алла Митрофанова:
— Там будет открытие.
Владимир Семенов:
— Там будет концерт и само открытие фестиваля. Как я еще раз подчеркну, все мероприятия практически, большинство из них, 95% бесплатны для посещения. Можно по программе посмотреть и ориентироваться, регистрироваться на сайте каждой площадки, каждого учреждения, а это около десяти площадок, и федеральных и московских, это центральные московские библиотеки, федеральные музеи.
Алла Митрофанова:
— Масштаб, конечно, очень радует.
Владимир Семенов:
— Спасибо.
Алла Митрофанова:
— Так здорово вы все это развернули, мне кажется. Действительно, 150 лет Николаю Бердяеву. Фактически, если говорить о музыке, вы уже сказали, Чайковский. Если фрукт, то яблоко, если часть лица, то нос, если русская поэзия, то Пушкин, если музыка, то Чайковский. Проза — Достоевский, Толстой, драматургия — Чехов, а философия — это, правда, в первую очередь Бердяев. И жаль, что лишь в университетах, и то в лучшем случае, люди начинают с ним знакомиться, там, где, например, если это гуманитарный какой-нибудь факультет и подразумевается изучение философии. А многие, вполне возможно, дожив до вполне себе зрелого возраста, никогда Бердяева не открывали, что на самом деле большое упущение. Помимо великолепного слога, этот человек пропустил через себя такое электричество времени и такие важные открытия сделал о том, кто мы такие, в какой исторической ситуации оказалась Россия на сломе 19-20-го веков и к чему это в итоге привело. У него и у самого очень интересный путь. Поправьте, может быть, я ошибаюсь, из позитивиста он стал в итоге религиозным философом. Позитивизмом в юности, так сказать, переболел. И это тоже путь, которым многие идут. «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто во время созрел». Позитивизм — философия, подразумевающая измеряемость, исчисляемость мира. Может быть, лучше я вам слово передам, Владимир Олегович, чтобы вы на пальцах объяснили, о чем идет речь, и почему это может быть так актуально для нас сегодня, этот путь Бердяева?
Владимир Семенов:
— Путь Бердяева очень важен, мне кажется, тем, что Бердяев олицетворение того, что мы можем назвать духовный аристократ. Духовный аристократ — это некий рыцарь, духовный рыцарь, это тот, кто ищет высшие идеалы справедливости, который ориентируется не на сиюминутные вопросы выгоды, он находится в постоянном духовном поиске. Путь Бердяева — это как раз путь этого аристократического духовного поиска. Мы знаем, сколько раз он перенес и заключение в тюрьму, и ссылки. Он постоянно проходил через эти испытания. И самое главное — это высылка его в 22-м году на философском пароходе. Мы вообще этот проект начали с того, что отмечали в 22-м году философский пароход. И тогда мы сделали большую выставку на Арбате, посвященную истории философского парохода и всей плеяде философов, которые были высланы. Ее открывал вместе с нами Владимир Романович Легойда с очень интересным посылом о том, что философский пароход — сегодня важнейшее, актуальное событие, что сегодня русская философия снова возвращается в мир, она идет обратно. Высланная некогда из России, она сегодня становится важнейшей частью мировой мысли. Бердяев был в кругу самых главных мыслителей и философов. Это религиозно-философское общество, это и Соловьевское общество. Вокруг него ведущие имена нашей религиозной мысли. Это и Сергий Булгаков, и Струве и Франк. Как вы правильно сказали, что, начав с каких-то марксистских идей, он пришел к духовной, религиозной философии, и всю жизнь дальше он выступает с критикой революционной интеллигенции, участвует в антилиберальных сборниках, таких, как «Проблемы идеализма» и «Вехи». Находясь уже во Франции, Бердяев становится рупором русской философской мысли.
Константин Мацан:
— Владимир Олегович Семенов, директор библиотеки-музея «Дом Лосева» сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Напоминаем, мы говорим о фестивале, который пройдет с 6 по 23 марта, то есть завтра стартует литературно-музыкальный фестиваль «Судьба России», приуроченный к 150-летию со дня рождения Николая Александровича Бердяева. Мы сейчас, благодаря нашему гостю, идем по биографии творческой и духовной Бердяева. Сейчас мы с ним в эмиграции, когда он недавно только приехал, и у вас в программе фестиваля есть мероприятие, посвященное, как это здесь написано, главной книге Бердяева, главному труду Бердяева «Новое средневековье». Действительно эта работа, вот именно она, казалось бы, небольшая книжка, и сделала Бердяева философским публицистом мировой величины. Ее прочитали все, и славу большую европейскую принесла Бердяеву именно она, и это 20-е годы.
Владимир Семенов:
— 24-й год.
Константин Мацан:
— Вы начали, что-то еще хотели сказать.
Владимир Семенов:
— Я хотел сказать, что еще очень важно, что Бердяев, умирая во Франции в марте 48-го года, за два года до этого принимает советское гражданство и завещает все свое имущество, свой дом во Франции Русской Православной Церкви. Это тоже было важным жестом, важным завершением пути философа. Кстати, очень интересно, что одновременно с фестивалем, мы сейчас снимаем большой документальный фильм, 50-минутный, о судьбе Бердяева, он называется «Диалоги о Бердяеве». Фильм снимался в Москве, в Петербурге, в Берлине и во Франции, как раз в доме Бердяева, в Кламаре, в предместье Парижа. И фильм будет презентован и будет дальше в открытом доступе в интернете этой весной. Фильм о судьбе Бердяева и о его мыслях, о том, как развивалось его мировоззрение. В фильме участвуют наши ведущие интеллектуалы, философы. Они рассказывают о Бердяеве, мы посмотрим картину его жизни через те места, с которыми он был связан. А дальше, как я сказал, мы пытаемся весь этот год сделать годом Бердяева. В марте старт, приуроченный к его юбилею. Я подчеркну, что здесь две даты, 6 марта мы открываем фестиваль, это день рождения Бердяева по старому стилю. Потому что для самого Бердяева, естественно его день рождения был 6 марта. 18 марта — это день рождения Бердяева по новому стилю, когда мы продолжаем отмечать его 150-летие. А почему завершается фестиваль 23 марта? Потому что это день смерти Бердяева, уже в 48-м году. Но в течение года мы дальше делаем серию мероприятий. Мы, во-первых, открываем в рамках фестиваля выставку, которая будет в течение месяца в открытом городском пространстве на Старом Арбате, посвященная Бердяеву, его судьбе. Это 30 щитов, таких поверхностей с рассказом о его жизни, о его взглядах. В сентябре мы проводим большой деловой философский форум, приуроченный к 150-летию Бердяева. Он будет называться «Осмысляя Россию», на котором мы соберем, я надеюсь, ведущих представителей нашей современной философской мысли и поговорим о русской философии.
Алла Митрофанова:
— Впечатляет. Мне кажется, что очень важен Бердяев не только был здесь в России на рубеже 19-20-го веков, и важен, безусловно, сейчас. После изгнания его из страны в 22-м году на философском пароходе он, какое-то время, если не ошибаюсь, проскитавшись в Берлине, хотя и там он сразу практически включился в активную деятельность и стал писать, потом он оказывается в Париже. Та какая-то активнейшая интеллектуальная жизнь, которая разворачивается вокруг него — понятно, что есть чисто литературные какие-то кружки, а у Бердяева получается именно религиозно-философский кружок, объединение. Приходят к нему люди, которым он дорог и близки его взгляды. Или может быть, не очень близки, но люди такого уровня всегда находят возможность для высокоинтеллектуального и культурного диалога и обмена мнениями, искусства дискуссии. Вокруг Бердяева образуется интеллектуальная среда, которая оказывается очень плодовита и очень важна. В том числе, поправьте, если ошибаюсь, по-моему, Бердяев принимал участие в Русском христианском студенческом движении.
Владимир Семенов:
— Да.
Алла Митрофанова:
— РСХД, которое вырастило целую плеяду активнейших молодых людей. Во-первых, они говорили по-русски, они сохраняли представление о том, что Россия — это их духовная, ментальная, историческая родина, хотя точно так же могли считать себя уже французами, немцами, поскольку они жили в тех странах, которые их приняли после изгнания с родины. Эти молодые люди были настоящими патриотами, это удивительно. Они выросли в христианской системе смыслов и в лоне церкви, что тоже очень важно, потому что мы понимаем, что такое подростковый бунт, тем более, когда такие непростые социальные вводные. И к этому Бердяев тоже приложил свои усилия, и это, по-моему, просто потрясающий вклад. Может быть, не столь очевидный, как вклад, в чистом виде выраженный в его философских трудах. Но в человеческом плане, в гуманистическом, по-моему, это просто удивительно и тоже заслуживает внимания. Как думаете?
Владимир Семенов:
— Конечно, здесь можно обозначить основные вехи его дальше жизненного пути, после отъезда, после того, как он приехал в Париж. Как раз 24-й год, ровно сто лет назад Бердяев переезжает в Париж, где живет до конца дней. И как вы правильно сказали, именно там он создает это Русское студенческое христианское движение. И там же он возглавляет просто важнейшее издательство «YMCA-Press», религиозный журнал «Путь», который становится рупором русской философской мысли в Европе. Потом из важных вех. В 40-м году Бердяев пишет свою философскую автобиографию «Самопознание», в которой, по сути, анализирует весь свой духовный путь от социалистических взглядов к религиозно-мистическим с ключевыми для его философии понятиями свободы, творчества, смысла истории и русской идеи. Уже перед смертью, в 46-м году он работает над книгой «Русская идея», которая подводит итог его многолетним размышлениям о русском национальном сознании и исторической судьбе России. Здесь он особенно подчеркивает миссианский характер русского народа. Это очень важные вехи для понимания масштаба его личности. Как уже сказали, Бердяев очень многообразен в своих взглядах, его интереснейшие важные высказывания о таких темах, как о Боге, о войне, о государстве, о культуре, о консерватизме, о любви, о прогрессе. Он настолько многогранен, что он пытается... Чувствуется живая мысль, он не выдает какие-то штампы, не вещает, а как будто все время в поиске, в диалоге.
Константин Мацан:
— Он так в «Самопознании» и пишет, что я пишу и не переписываю. Он даже немножко кается перед читателем, что моя речь такая, может быть, я повторяюсь где-то, где-то путанная, но я не философ-систематик, я, говорит, афорист, пишу афоризмами, поэтому как пишу, так и пишу, потом практически не перечитываю и не правлю. Хотя я думаю, он лукавит, что-то, конечно, редактирует. Но что действительно, это мысль, это не трактаты, а это живая пульсирующая мысль, поэтому там повторения, поэтому вот он зашел на новый круг с той же темой, а об этом он уже говорил, но теперь с другой стороны. Это есть, поэтому читать его легко. С одной стороны, многие книги длинные, но когда ты этому автору доверяешь, погружаешься, даже длинные книги читаются у Бердяева легко.
Владимир Семенов:
— И какие-то из них актуальные, достаточно публицистические. Это не просто философия, которая интересна отдельно людям с особым мышлением. Например, мы сейчас к его юбилею переиздаем книгу «Судьба России». Это размышления о России, о войне.
Константин Мацан:
— Какого года эта книга?
Владимир Семенов:
— Она сразу после Первой мировой войны, 18-го года. Мы ее сейчас переиздаем, потому что она публицистичная и очень интересна именно с точки зрения размышлений Бердяева о характере России, русских людей, о месте России, ее миссии.
Алла Митрофанова:
— Наверное, тут имеется в виду, после того, как Россия вышла из Первой мировой войны. Не завершение, а после того, как Россия вышла.
Владимир Семенов:
— Ну конечно, конечно.
Алла Митрофанова:
— Не то, чтобы Россия, а новое советское правительство.
Владимир Семенов:
— Ну да, да.
Алла Митрофанова:
— Сейчас смотрю программу фестиваля и вижу вашу лекцию «От денди к католической мистике», 11 марта она прозвучит. А что имеется в виду? Вы могли бы тезисно обозначить, естественно, не раскрывая всей сути, но, тем не менее, что имеется в виду? Это же один из ваших трудов, насколько знаю, посвящен этой теме?
Владимир Семенов:
— Это мой особый интерес к писателю Карлу Жорису Гюисмансу, о котором у Бердяева написана совершенно потрясающая работа «Утонченная Фиваида. (Религиозная драма Гюисманса)». Здесь что интересно, фигура Гюисманса — почему мне о ней захотелось в рамках фестиваля отдельно поговорить, потому что Бердяев, как человек размышляющий, рассуждающий о русской мировой литературе, увидел фигуру французского писателя, который не находится в топе общественной узнаваемости ни тогда, ни сегодня. Притом, что Бердяев говорит, что Гюисманс — это фигура первого уровня среди французской литературы, того же уровня, что, например, Виктор Гюго, если даже не выше, и фигура невероятно интересная. Во французской литературе есть два удивительных писателя, это Карл Жорис Гюисманс и Барбе д`Оревильи, которые прошли очень интересный путь от декаденса, от углубленного эстетического дендизма к полному пересмотру своей жизни в пользу христианского мировоззрения. Бердяев написал эту работу о Гюисмансе, где проанализировал его путь, путь не просто прихода к христианской вере, но Гюисманс стал одним из самых глубоких в истории мировой культуры исследователей католицизма с точки зрения католической мистики. Бердяев говорит, что никто так глубоко, как Гюисманс никогда не погружался в глубины католической мистики. Его работы, например, «Собор» и его работа «На пути», где он просто переворачивает себя и раскрывает весь свой духовный путь, невероятно интересна с точки зрения понимания христианского поиска важнейшими фигурами европейской культуры. Такой же интереснейший путь прошел Барбе д`Оревильи, это автор первой книги о Браммелле и о английском дендизме. Сам Денди — эстет, который пропагандировал, так же, как Гюисманс, утонченный изысканный гедонизм, становится рыцарем христианства, и всю свою оставшуюся жизнь идет навстречу Богу, отвергая все светские, все свои предыдущие жизненные принципы. Это две интереснейшие фигуры. Для меня очень важно, что Бердяев, живя во Франции, увидел интересную судьбу Гюисманса.
Константин Мацан:
— Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами в программе «Светлый вечер» Владимир Семенов, директор библиотеки-музея «Дом Алексея Федоровича Лосева». У микрофона моя коллега Алла Митрофанова. Я Константин Мацан. Не переключайтесь.
Алла Митрофанова:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. Константин Мацан, я Алла Митрофанова. Напоминаем, что в нашей студии директор библиотеки-музея «Дом Алексея Федоровича Лосева» Владимир Олегович Семенов. И говорим мы сегодня о большом и довольно всеобъемлющем фестивале, посвященном 150-летию со дня рождения Николая Бердяева, ключевого, одного из важнейших русских философов, мыслителей. С 6 по 23 марта на целом ряде площадок Москвы будут проходить мероприятия этого фестиваля. 95% этих мероприятий проходит бесплатно, как Владимир Олегович нам только что сказал, можно зарегистрироваться на мероприятие, это довольно важный момент, и прийти в свободном режиме. Сайт «Русская философия в мире». Верно?
Владимир Семенов:
— Да, все верно, да.
Алла Митрофанова:
— Там можно искать всю подробную информацию и о фестивале и о том, как попадать на замечательные концерты, лекции, встречи и другие события в рамках фестиваля, посвященного Николаю Бердяеву. Вместе с тем, мне бы хотелось об основной площадке поговорить — библиотека-музей «Дом Алексея Федоровича Лосева». Неоднократно уже в этой студии речь шла об этом месте. Тем не менее, снова и снова очень приятно напомнить, что это за пространство. Феноменальное в своем роде, вы им заведуете. Расскажите, пожалуйста, в нескольких словах, что из себя представляет этот Дом.
Владимир Семенов:
— Как мы говорили, у нас в стране совсем нет мест, связанных с русской философией, с именами великих русских философов. Так вот Дом Лосева — это буквально единственное учреждение культуры, которое носит имя русского философа. Это библиотека-музей, которая создана на основе дома, где жил наш великий философ, исследователь культуры Алексей Федорович Лосев. На основе его библиотеки, которую его соратница, вдова Аза Алибековна Тахо-Годи передала библиотеке-музею, собственно, и была создана эта библиотека. Мы единственная, как сегодня говорят, площадка в стране, которая как библиотека-музей посвящена русской философии. И конечно, это место связано, прежде всего, с судьбой Алексея Федоровича Лосева, потому что он на Арбате, Арбат, 33, прожил большую часть своей жизни. Человек с удивительной судьбой, прошел сталинские лагеря, не сломился, и потом стал одним из философов, классиков при жизни, который заставил власть признавать себя как философа-классика. Исследователь античности, но прежде всего русский и религиозный философ.
Константин Мацан:
— И в тайном постриге монах Андроник.
Владимир Семенов:
— Да, монах Андроник. Мы считаем, что вообще-то правильным было бы говорить не Алексей Лосев, а монах Андроник. Это такое не совсем правильное представление Алексея Федоровича.
Алла Митрофанова:
— Мне кажется, что и античностью-то он пошел заниматься, потому что в открытую заниматься христианской философией было невозможно. И хотя бы тот же самый период взять, в смежных областях изучать, копать, исследовать, заниматься его собственным Алексея Федоровича поиском, монаха Андроника, античность была максимально близка к тому периоду, который его в первую очередь интересовал. И это была лазейка для него, чтобы заниматься самым главным поиском в его жизни, поиском Бога. Хотя, что значит поиском Бога для Лосева, он итак с Богом жил и Богом дышал. Но все новые и новые открытия и проявления Бога в мире — это было для него очень важно. Выдающийся человек, что уж там говорить. И, правда, очень важно, что у нас есть его дом-музей, библиотека, куда можно прийти, где можно прикоснуться к тем книгам, которые читал Лосев, с которыми он работал. И это потрясающе. Я помню, как наш университетский профессор Бирюков с кафедры философии однажды проводил — хотя он регулярно проводил, но я однажды попала — экскурсию по Остоженке, Пречистенке, Арбату, которая завершалась в квартире Алексея Федоровича Лосева. И тогда я для себя открыла это пространство, была просто поражена, особенно тем, как гостеприимно там встречают студентов. Это вообще потрясающе.
Владимир Семенов:
— Спасибо большое. Действительно, музей Лосева небольшой, но очень вдумчивый, и современный, это не просто музей-квартира, но это небольшое путешествие по судьбе и мировоззрению Лосева. Но вообще, конечно, Дом Лосева, думаю, сегодня интересен еще и тем, что это место, где, я не покривлю душой, если скажу, что каждый день проходят какие-то важные, интересные, философские и литературно-музыкальные мероприятия. Это и лекции, и философские вечера, и концерты классической музыки, встречи с писателями, философами, выставки. Сейчас, например, у нас проходит в течение нескольких месяцев выставка, приуроченная к юбилею Бердяева, внутри помещения. Это в основном выставка книг и немножко истории взглядов Бердяева. Проходит выставка, посвященная русскому современному христианскому искусству. У нас были удивительные выставки таких художников, как Елена Черкасова. С мая этого года снова современные христианские художники будут представлены у нас в Доме Лосева. Естественно выставки, посвященные самому Алексею Федоровичу, каждый год какая-то выставка, посвященная Лосеву, обновленная проходит. Мы стараемся, чтобы Дом Лосева был не просто местом для чтения, не просто музеем, но важным культурным центром для тех, кому интересен поиск современной русской философской мысли.
Константин Мацан:
— Мы начали сегодня с того, что фестиваль, посвященный Бердяеву, проходит, в том числе, в пространстве Дома Лосева и на других площадках в Москве. В самом начале вы сказали очень важную вещь, как мне кажется, что одна из миссий фестиваля, и этого конкретно, и всего года, посвященного 150-летию Николая Бердяева, это познакомить, или напомнить, или предложить вспомнить, перечитать, представить идеи, жизнь, путь Бердяева не только профессиональным философам, а, что называется, нормальным людям. Как вам кажется, какие идеи Бердяева, какие его мысли могут быть сегодня наиболее воспринимаемыми простым современном человеком? В какой связи? Нас сейчас слушают, может быть, люди, которые давно не перечитывали Бердяева. Что, как вам кажется, может откликнуться у современного человека, если он берет книги Бердяева и какие книги?
Владимир Семенов:
— Как всегда актуально все, что Бердяев говорил о творчестве, потому что он один из тех, кто говорил о творчестве, как о продолжении мировоззрения. Он связывал творчество с духовным поиском человека. Он даже говорил, что продолжение и завершение творения мира — это дело Богочеловеческое, Божие творчество с человеком и человеческое творчество с Богом. То есть он увязывал творчество с некой Божественной сущностью происхождения человека.
Константин Мацан:
— Человеку дан Завет, дан призыв быть в мире творческим, творить и продолжать дело Божие.
Владимир Семенов:
— Да.
Константин Мацан:
— Бог Творец, и человек, по образу Божьему сотворенный, должен это дело продолжать. Более того, иначе по Бердяеву получается, что мы свое предназначение не выполняем. Не то что творите, пишите стихи и всякое такое, а если вглубь себя посмотреть, если ты не творишь, если по-другому относишься к жизни, то ты не идешь за Богом и не следуешь Его призыву.
Алла Митрофанова:
— Простите, вмешаюсь. Мы со студентами когда говорим на эту тему, тоже о важности творчества, что это реализация Божественного потенциала в нас, может быть, Божественной задачи, которая перед нами поставлена, творческий путь в жизни человека — это путь попадания в самого себя. С опорой, с апелляцией к Господу Богу. При этом очень важный вопрос: что же делать, если не дано мне писать стихи, не дано мне писать музыку, не дано даже играть на музыкальных инструментах, потому что Господь слуха не дал? И петь тоже не могу, потому что нет голоса. Что же мне тогда делать?
Константин Мацан:
— А речь не об этом.
Алла Митрофанова:
— А речь не об этом. Потому что даже яичницу для мужа, для жены, для детей можно приготовить творчески. Когда это готовится с любовью, это любовью наполнено, это уже творчество.
Константин Мацан:
— Даже более того, речь не только о том, и у Бердяева речь не только о том, что есть какие-то формы искусства, общественной жизни, в которых ты должен подходить к делу творчески, проявлять любовь и оригинальность. Есть разные установки по отношению к миру. Либо ты мир воспринимаешь только...
Алла Митрофанова:
— Как потребитель.
Константин Мацан:
— Как потребитель, он тебе дается, либо ты от себя в него отдаешь, хочешь к нему что-то от себя привнести, хочешь, чтобы после тебя он остался более одухотворенным, чем до тебя. Это принципиально два разных мировоззрения. Ко второму творческому мировоззрению нас Бердяев призывает в этом смысле. Сюда попадает и творчество как искусство, и творчество как отношение к мужу, яичница и любовь, и вообще отношение ко всем людям, и в принципе та точка зрения, с которой ты смотришь на все происходящее.
Алла Митрофанова:
— Это важная развилка: энтропия или созидание. Чехов об этом тоже, после того, как съездил на Сахалин, много думал. Вообще этот рубеж 19-20 веков очень многих мыслящих людей поставил перед выбором: либо ты идешь путем энтропии (энтропия — это распад), и по сути это распад и потребительство. Может быть, в силу того, что научно-технический прогресс, средства связи, поезда — это все начинало мощным потоком развиваться. Может быть, в связи с этим вопрос: ты потребитель или ты — понятно, что в любом случае потребитель — но еще и созидатель. Этот путь созидания, человек становится художником, каким бы талантом не обладал, если идет путем созидания. Будь то писательская стезя, философская или он школьный учитель, или инженер, или кто угодно — просто созидатель. Это правда. Или сажает в саду цветы.
Владимир Семенов:
— Я бы здесь процитировал Бердяева, из его работы «Проблема человека», мы говорим о человеке, творчестве и Боге. И вот Бердяев говорит: «Личность не закончена, она должна себя реализовать, это великая задача, поставленная человеку, задача осуществить образ и подобие Божие, вместить в себе в индивидуальной форме универсальное, полноту. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни». Это о человеке. И вторая его мысль здесь же, они просто неразрывно связаны. В «Философии свободного духа» Бердяев говорит: «Основная мысль человека есть мысль о Боге. Основная мысль Бога есть мысль о Человеке. Бог есть тема человеческая, человек же есть Божественная тема». Эти два подхода о человеке, о Боге и о творчестве — мне кажется, это самое важное все-таки в осмыслении того, что хотел сказать Бердяев. Это как раз актуально и сегодня.
Константин Мацан:
— Владимир Семенов, директор библиотеки-музея «Дом Алексея Федоровича Лосева» сегодня с нами в программе «Светлый вечер». У нас прозвучала сегодня, к вопросу об идеях, книга Бердяева «Новое в средневековье», тоже ведь идея, которая очень попадает в нерв сегодняшнего дня. Что такое новое средневековье? Мы сегодня часто говорим или слышим, как люди словом «средневековье» ругаются, говоря, что мы опять в мракобесие, в средневековье возвращаемся. А Бердяев показывает, в 24-м году, когда книга написана, когда он наблюдает вокруг себя перемены, что наступает новое средневековье, и он о нем не предупреждает, как о чем-то, чего нужно избежать, но он его и не приветствует беспроблемно. Новое средневековье это понятие, которое Бердяев берет у Флоренского. У Флоренского есть различение: новое время это эпоха, основанная на технике, а новое средневековье это то, когда жизнь снова основывается на таинствах, возвращается религия в жизнь, как формообразующий элемент. Об этом говорит Бердяев. Но мало это поприветствовать, религия возвращается в жизнь как нечто очень важное и образующее вокруг себя все, но какая религия? Нужно быть очень ответственным, по мысли Бердяева, чтобы не выпустить злых демонов из бутылки, чтобы это возвращалось христианская религия с той самой мыслью о Боге в Библии, о Христе в человеке и о творчестве, которое возможно только потому, что есть Богочеловечество, был Христос и Боговоплощение. Эту религию приветствует Бердяев. Одновременно могут возвращаться и извращенные формы, опасные формы, нужна духовная бдительность, как говорит Бердяев, духовная аристократия, элита, которая будет это различать и не пускать деструктивные силы в пространство культуры. Как в вас это сегодня отзывается?
Владимир Семенов:
— Меня очень порадовало, что вы обратили внимание на эту тему нового средневековья. Именно то, что сегодня, правильно сказали, средневековье стало каким-то шаблонным понятием чего-то негативного, какой-то дикости. Хотя мы понимаем, в истории культуры средневековье это как раз колоссальный взлет именно и культуры, прежде всего, культуры духовной, и культуры, которая находилась в поиске Бога. И опять, мы говорили о французских мистиках, Карл Жорис Гюисманс и Барбе д`Оревильи говорили об этом. Гюисманс в своих работах, что отмечал Бердяев, описывал те глубины европейской христианской культуры, которые имеют совершенно неосмыслимую, невероятную глубину в своей символике, в том как это читается.
Алла Митрофанова:
— Сочетание мысли и красоты. Я в первую очередь себе представляю витражи Шартрского собора, когда говорят «темное средневековье». Я все понимаю, что представление о ценности человеческой жизни были несколько иными, чем в последующие века. Хотя тут тоже все очень вилами по воде писано, и надо разбираться, что вкладывается в эти понятия. Если действительно это какие-то мрачные, темные люди, закостенелые в своих консервативных представлениях о жизни, то, как они могли создать такое? Как они могли создать такие соборы? Как они могли создать витраж с Божьей Матерью в Шартре. Это как если бы Евангелие спроецировать на стекло. Вот что это такое! Это необыкновенная красота, которая поражает, которая вообще-то к Богу может привести. Если человек может такое создать, в одиночку он точно не может такое создать, это только Господь через человека поучаствовал в этом акте творения, другого объяснения просто нет, невозможно найти другое объяснение, как эти краски можно было создать в то время. Вообще не понятно. Или шпалеры Клюни, не помню, какой, 15 век, переходный уже период, и тем не менее. На них смотришь и тоже непонятно, как будто человек подсмотрел, как оно в раю. Невозможно, если темное средневековье, темным человеком из средневековья считать создателей этих шедевров, невозможно тогда объяснить, как они это сделали. Может быть, мы просто что-то не так понимаем под средними веками, когда их наделяем такими мрачными чертами. Вот посмотрите, посмотрите на результаты, это потрясающе. Хотя много всякого разного тоже там было, что уж там, как в любую эпоху.
Владимир Семенов:
— Конечно, актуальность того, что говорит Бердяев о новом средневековье, что он писал сто лет назад, когда мы это читаем сегодня, многие мысли звучат, как будто это написано про наше сегодняшнее восприятие. Это очень интересно, в этом тоже его актуальность совершенно колоссальная.
Константин Мацан:
— Бердяев при этом подчеркивает, его даже ругали, что он, якобы, призывает к возврату к средневековью. А он отвечал, что вы не понимаете, никакого возврата к тому прошлому средневековью невозможно, это немыслимо, это глупо. Новое средневековье — это не возрождение старых образцов механическое. Это новая эпоха, которая имеет свое своеобразие. Если средневековье, условно, было эпохой, где высшим понятием был Бог, потом наступает Возрождение, Новое время, где высшим понятием становится человек. И мы это ценим, мы не можем мимо этого пройти, эти самые права человека, то новое средневековье это уже эпоха, когда мы прошли через все завоевания гуманизма, взяли их себе, не отказываемся от них, мы без них уже не можем, но возвращаемся к Богу...
Алла Митрофанова:
— Вернули Бога в центр мира.
Константин Мацан:
— ...будучи уже очеловечены, будучи уже знакомыми с тем, что такое права человека и ценность личности. А вот теперь эта личность, себя нашедшая в Новое время, должна творить, следовать за Богом и творить перед лицом Божиим. То, о чем мы до этого говорили. Вот оно в этом смысле новое средневековье. Это не попытка вернуть старое, а это попытка творчески посмотреть на сегодняшний день.
Алла Митрофанова:
— Начать ходить перед Богом снова, попытаться хотя бы. Это правда. Во время фестиваля этому труду о новом средневековье Бердяева какое внимание будет уделено и можно ли каким-то образом вопросы задавать участникам лекций, дискуссий?
Владимир Семенов:
— У нас, во-первых, будет посвященный это работе спектакль театра Амадей, который пройдет в библиотеке «Дом Гоголя». Оно приурочено к этой теме, но это спектакль, который нас немножко погрузит в понятие средневековья с точки зрения искусства и театра. Но с точки зрения осмысления, я сказал, что в сентябре будет большой философский форум, и одна из трех составляющих, одна из тем будет «Философия истории». Я думаю, что осмысление «Нового средневековья» станет важнейшей темой этой дискуссии в контексте философии истории, то есть осмысления времени.
Алла Митрофанова:
— Кстати, Бердяевская философия истории — это что? Расскажите так, чтобы было понятно.
Владимир Семенов:
— Это размышления о времени и о взгляде на консерватизм, это разговор не о том, что необходимо препятствовать движению вперед и вверх, а что здоровый консерватизм — это то, что препятствует движению назад и вниз. Как вы сказали, к энтропии, к возврату в хаотическое состояние, к тому, что предшествовало образованию культуры и государства. Опять же про государство Бердяев говорит, что это не то, что должно превратить земную жизнь в рай, а оно нужно для того, чтобы помешать земной жизни окончательно превратиться в ад. Наверное, это и есть, в какой-то мере, и понимание философии истории и взгляда на развитие человека. Сегодня мы очень любим ругать государство, говорить о негативных сторонах. Бердяев как философ свободы творчества очень четко и правильно сформулировал этот взгляд на то, что такое государство в контексте человеческой истории.
Константин Мацан:
— У Бердяева есть книга, которая так и называется «Смысл истории», в которой, может быть, квинтэссенция его мыслей на эту тему. И кстати, это лекции, которые он читал в России в послереволюционные годы, вокруг эти события, а Бердяев читает курс лекций, который в итоге потом называется «Смысл истории». Наверное, один из этих смыслов — то, о чем мы сегодня всю программу говорим, что высшее призвание человека во времени в истории это вернуть мир к Богу через себя, возвращаясь к Богу самому. Во-первых, у истории есть смысл, у этого времени, нам отведенного, есть смысл, и он в том, чтобы творчеством в свободе, перед лицом Божиим свою жизнь вести, и в итоге, если можно мысль Бердяева дальше продолжать, нам говорит Апокалипсис, что однажды Бог будет все во всем. Может быть, это самое точное, самое традицией освященное выражение того, в чем смысл истории. В том, чтобы к этому привести и подготовиться, быть готовым это принять. Спасибо огромное за наш сегодняшний разговор. Я напоминаю, что сегодня у нас в гостях был Владимир Олегович Семенов, директор библиотеки-музея «Дом Алексея Федоровича Лосева», и мы говорили про фестиваль, который называется литературно-музыкальный фестиваль «Судьба России», к 150-летию со дня рождения Николая Александровича Бердяева. Он пройдет с 6 по 23 марта, то есть завтра стартует. Давайте, еще раз скажем, где найти информацию о событиях фестиваля и как на них записаться, попасть, прийти.
Владимир Семенов:
— На сайте «Русская философия в мире» программа фестиваля и там ссылки на регистрацию на каждое мероприятие, которое будет проходить на разных площадках Москвы. Это библиотеки, музеи.
Константин Мацан:
— Спасибо огромное. В студии у микрофона была Алла Митрофанова и я, Константин Мацан. До свиданья.
Алла Митрофанова:
— До свиданья.
Владимир Семенов:
— Спасибо большое.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
- «Вера и дело». Елена Николаева
- «Послания апостола Павла к Коринфянам». Владимир Стрелов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.
22 ноября. О роли и значении энциклопедической литературы в культуре и образовании
Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий.
Об их роли и значении в культуре и образовании, — протоиерей Михаил Самохин.