В Абрамцево, на лучшей в мире даче, по словам Ильи Репина, он написал немало картин. На одной из них — жена художника с детьми и няней. Здесь, «На меже», живописец делится с нами счастливым эпизодом своей семейной жизни и воспевает святость материнства.

— Маргарита Константиновна, здорово, что вы взяли меня с собой на экскурсию в Абрамцево! Здесь так хорошо! Птички поют! И всё такое... старинное! Деревянная усадьба, мостики над водой...
— Да, Настенька, здесь чудесно. Особенно летом, правда? Уютное подмосковное имение мецената Саввы Мамонтова и в наше время сохранило дух конца 19-го века — той эпохи, когда здесь подолгу жили и творили писатели, музыканты, художники... С доброй и гостеприимной семьёй Мамонтовых этих людей объединяла не только любовь к искусству, но и большая дружба. Они приезжали сюда семьями, с жёнами и детьми...
— Представляю, как им здесь нравилось...
— Очень нравилось! Художник Илья Репин, например, так говорил об этой усадьбе: «Я склонен думать, что Абрамцево — лучшая в мире дача; это просто идеал!» Илья Ефимович написал здесь немало картин. Сейчас я попробую найти одну из них в интернете... Например, есть у него замечательная работа «На меже». Она выставлена у нас, в Третьяковской галерее. Да, вот она! Второе её название — «Вера Алексеевна Репина с детьми идёт по меже».
— По меже? А что такое «межа», Маргарита Константиновна?
— Это узкая полоска земли, которую выкашивали, чтобы отделить друг от друга соседние землевладения. По этой полоске, меже, и идёт супруга Ильи Репина со своими маленькими детьми — двумя дочками и сыном. Илья Ефимович изобразил их гуляющими на зелёном лугу, здесь, в Абрамцево. Точнее, как раз на границе с другим имением. В центре — Вера Алексеевна, жена художника. Впереди неё — дочери, Вера и Надя.
— Какие они хорошенькие! Справа от матери, наверное, старшая сестра. Девочка в тёмно-синем платье, на голове у неё — шляпка, украшенная розовым бантом. Ей лет восемь. А слева — младшая сестрёнка. Она в белоснежном платьице, волосы тёмные, волнистые. Думаю, ей около шести лет. Малышка тянется за каким-то синим цветком.
— Похоже, они собирают васильки. А на заднем плане художник изобразил няню с младшим сыном Репиных, Юрой, на руках. Герои картины идут по залитому солнцем лугу. Это видно по теням, которые падают на траву. Посмотри, сколько в этой работе солнечного света! Какие нежные тона!
— Мне очень нравятся цвета, которые использовал художник. Смотрите, на Вере Алексеевне небесно-голубое платье с белыми пуговками, а в руках у неё жёлтый кружевной зонтик, чтобы укрываться от солнца. Трава светло-зелёная, сочная. Так и хочется прилечь на неё и лёжа наблюдать за проплывающими по небу облаками.
— По поводу красок ты точно подметила, Настенька. Нежные пастельные тона, которые использовал художник, мягкие линии подчёркивают, с какой любовью относится он к своим родным. Он любуется своей супругой, подчёркивает её внимательное, чуткое отношение к детям.
— Маргарита Константиновна, а интересно, в жизни Вера Алексеевна была такой же доброй и заботливой, какой её изобразил художник?
— Да, Настенька, и окружающие, и сам Илья Ефимович отмечали дружелюбный и чуткий характер Веры. Во всём она помогала супругу, была хорошей хозяйкой и доброй заботливой мамой, вырастила четверых детей. Порой ей приходилось сложно в семейной жизни — ведь Репин был человеком вспыльчивым... Это доставляло Вере Алексеевне массу переживаний. Но всё же они любили друг друга.
— Их любовь чувствуется, когда смотришь на картину. Ведь получается, что мы видим тех, кто на ней изображён, глазами художника.
— Совершенно верно, Настенька. Более того, мастер с помощью красок передаёт нам, зрителям, своё впечатление от этой счастливой минуты, будто выхваченной из бесконечной ленты семейной жизни.
— И у него это здорово получилось! Смотришь на картину — и вдыхаешь запах лета! Чувствуешь безмятежность тёплого дня, слышишь шум травы и детские голоса... А ещё понимаешь, как прекрасно быть мамой! Гуляешь с детишками на лугу, тепло, птички поют! Красота!
— За этой красотой стоит тяжёлая ежедневная работа, бессонные ночи, переживания и молитвы за детей. А сколько терпения нужно, чтобы из маленьких несмышлёнышей вырастить взрослых достойных людей! Но ты права — мамой быть действительно прекрасно. Это ответственная и благородная роль. Это чудесный дар, которым Господь наделил женщину.
— И мне тоже хотелось бы стать любящей, заботливой и... многодетной мамой.
— Думаю, когда наступит время, ты будешь очень доброй матерью, Настенька. Будешь молиться за детей, а когда они подрастут, обязательно приведёшь их в Третьяковскую галерею, чтобы показать картину Репина «На меже», воспевающую святость материнства.
Храм архистратига Михаила. Мордово

Рабочий посёлок Мордово на юго-западе Тамбовской области — обычный райцентр, каких в России тысячи. По его не везде асфальтированным улицам чинно прохаживаются коровы и козы, а на окраинах царят патриархальная тишина и покой. Именно в таком тихом и живописном месте, на берегу реки Битюг, стоит одна из жемчужин Тамбовщины — храм Архистратига Михаила в Мордово.
Величественным кораблём парит он на фоне далёкого леса. Пятиглавый, из красного кирпича, украшенный орнаментом. Над тонкими шатровыми навершиями — серебристые луковки куполов. Церковь кажется древней, и удивляешься, когда узнаёшь, что на самом деле её строительство завершилось уже в ХХ веке — в 1909-м году. Иконы для Архангельского храма писал известный мастер того времени Михаил Дикарёв. Образа поместили в четырехъярусный, удивительной красоты, фарфоровый иконостас. По одной из версий, изготавливался он на знаменитом московском фарфоровом заводе товарищества Кузнецова для Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Но вышло так, что по каким-то параметрам не подошёл и тогда иконостас выкупили для храма Архангела Михаила в Мордово.
Впрочем, уникален мордовский иконостас не только из-за необычного материала и тонкой красоты, а ещё и тем, что сохранился до наших дней фактически в первозданном виде. Сегодня в России дореволюционные церкви с подобными иконостасами можно пересчитать по пальцам, ведь фарфор — материал хрупкий, а что происходило с храмами в безбожные советские годы, увы, хорошо известно. Вот и Архангельскую церковь в 20-е годы хотели взорвать. Однако взрыв мог затронуть близлежащие дома и школу. Поэтому уничтожать храм не стали и он действовал вплоть до 1939 года. Потом церковь всё-таки закрыли и устроили в ней зернохранилище. Каким-то чудом верующим удалось уговорить местные власти не занимать под хозяйственные нужды алтарь. Его вместе с иконостасом отгородили фанерой. Во время Великой Отечественной войны зерно вывезли, а храм передали под нужды военного госпиталя. В начале 1945-го в мордовской Архангельской церкви богослужения возобновились. Разрешения на это добился святитель Лука (Войно-Ясенецкий), в то время архиепископ Тамбовский и Мичуринский.
Вот уже больше века, словно благословляя всё вокруг, поднимаются над тамбовским посёлком Мордово шатровые купола Архангельского храма — сельской церкви в русской глубинке, которая, по словам Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, могла бы стать украшением любого кафедрального города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Храм Тхаба-Ерды. Ингушетия

Сегодня большинство жителей республики Ингушетия исповедуют ислам. Но и христианство здесь, на северных склонах Большого Кавказского хребта, имеет многовековые корни. Свидетельство тому — древняя каменная церковь, расположенная в горах Ингушетии у самой границы с Грузией. В туристических путеводителях она обозначена с ингушским названием Тхаба-Ерды, что в переводе означает «Храм веры».
Четырёхугольное здание семнадцать на восемь метров сложено из целых камней. Лаконичный облик завершает двускатная кровля. Внутреннее пространство освещено единственным окном, состоящим из двух узеньких арок. История храма полна загадок. Так, учёные не пришли к единому мнению о том, кто и когда его построил. Возможно, церковь создали в восьмом веке византийские миссионеры — они прибыли к языческим племенам Кавказа с Евангельской проповедью. Возможно, потрудились в двенадцатом столетии соседи ингушей — грузины, исповедующие православие. В то время Грузией правила царица Тамара, прославленная в лике святых.
В тринадцатом веке христиан на территории Ингушетии истребили монгольские завоеватели, и церковь Тхаба-Ерды долгое время стояла в запустении. Однако, в ней сохранилось несколько каменных рельефных икон. Самая значимая расположена на западном фасаде. На ней изображён образ Иисуса Христа.
В двадцать первом столетии храм Тхаба-Ерды возродился для богослужений. Первое состоялось в ноябре 2012 года. На молебне присутствовали глава Российского императорского дома Романовых великая княгиня Мария Георгиевна и президент республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров. В приветственном слове он отметил, что древний храм должен выполнять своё предназначение. И хотя церковные службы в Тхаба-Ерды пока совершаются крайне редко, всякий, кому довелось здесь оказаться, может помолиться под древними сводами.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Пещерные храмы. Дивногорье

Есть под Воронежем городок Лиски — небольшой районный центр. А буквально в десяти километрах от него, в западном направлении, на правом берегу реки Дон, находится плато Дивногорье. Имя своё местность получила от слова «дивы». Так называются меловые скалы, или столпы, внутри которых в 17 столетии появился пещерный монастырь. До наших дней дошли два храма — церковь в честь иконы Божьей Матери Сицилийской и храм Рождества пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи. Первый находится на территории природного музея-заповедника, в так называемых Больших Дивах. Второй — в Малых Дивах, на возвышенности неподалёку от Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря.
По преданию, начало пещерному монастырю в Дивногорье положили греческие монахи Иоасаф и Ксенофонт. Они были выходцами с острова Сицилия и в 1653-м году, гонимые католиками, бежали оттуда на Русь. С собою монахи привезли чудотворный образ Богородицы, который стал именоваться Сицилийским. В одной из меловых скал монахи вручную выдолбили церковь, где долгое время и находилась чудотворная икона. Со временем к монахам присоединились последователи, и вскоре в Дивногорье появилась довольно большая пещерная обитель — с кельями, хозяйственными постройками и ещё одним храмом — церковью Рождества Иоанна Предтечи.
Сегодня попасть в храмы, выдолбленные в дивах, можно с экскурсией или индивидуально. Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери находится в ведении музея-заповедника — расписание и нюансы посещения нужно уточнять там. А вот перед походом в Предтеченскую церковь необходимо получить благословение настоятеля Свято-Успенского Дивногорского монастыря. Этот пещерный храм был передан Русской Православной Церкви и несколько раз в год там совершаются Богослужения. Интерьеры обоих храмов отреставрированы и весьма схожи: узкие коридоры со сводчатыми нишами особым образом вырублены вокруг алтаря, чтобы монахи могли обходить его крестным ходом. Здесь тишина, полумрак и даже летом прохладно — не больше плюс десяти градусов. Белоснежные стены когда-то были расписаны фресками, однако сырость, к сожалению, привела к их полной утрате. Несмотря на это, в пещерных храмах Дивногорья царит особая молитвенная атмосфера. Сюда не долетает посторонний шум и мысли невольно устремляются к Богу.
Когда выходишь на улицу, глазам приходится снова привыкать к яркому свету, а ушам — к повседневным будничным звукам. Под ногами — белая от мела почва. Высокие меловые столпы-дивы словно провожают тебя внимательным взглядом и кажется, что они тихонько и торжественно поют хвалу Господу.
Все выпуски программы ПроСтранствия