— Слышите? Вода льётся. Слышите? Вода!
— Пить... Пить... водички... слышишь, вода льётся...
— Вода! Пить...
— Тихо. Нету никакой воды. Нигде она не льётся. Потому что её нет. Не думайте о ней. Думайте о чём угодно, только не о воде. Потому что её нет!
Лето 1942 года. Керчь. Жара. В Аджимушкайских каменоломнях под землёй вот уже много дней находится в осаде красноармейский гарнизон. У солдат давно закончилась еда. Голод ещё можно стерпеть. А как унять мучительную жажду? Колодец с чистой, прозрачной, прохладной водой совсем рядом — прямо у выхода. Но на него днём и ночью направлено дуло немецкого автомата. Каждый, кто отважится подойти, немедленно будет убит. Так начинается картина «Сошедшие с небес», которую на студии «Ленфильм» сняла режиссёр Наталья Трощенко. На экраны фильм вышел в 1986 году. Лента стала экранизацией военной повести писателя и драматурга Алексея Каплера «Двое из двадцати миллионов» и получилась светлой и пронзительной. Удивительно, но в своё время картина прошла практически незамеченной. При этом могу сказать, что «Сошедшие с небес» — один из самых потрясающих фильмов о войне, которые мне доводилось видеть. Впрочем, непосредственно военные сцены в фильме можно пересчитать по пальцам. Большую часть времени на экране мы видим вовсе не войну, а... любовь.
Эта любовь зародилась там, в душных каменоломнях Аджимушкая. Санитарка Маша и раненый лётчик Сергей отправились за водой, не выдержав стонов гибнущих от жажды товарищей. Всего несколько шагов. Несколько мучительных секунд под прицелом немецкого снайпера. И вдруг... Сменяется кадр, и мы уже не у колодца, а в центре приморского городка, где течёт обычная повседневная жизнь. Весна. Война позади. Сергей и Маша — муж и жена. У них подрастает сын Вовка. Супруги пытаются наладить жизнь и быт в мирное время. И хоть это порой оказывается непросто, во всём поддерживают друг друга. Главные герои живут в крошечной комнатке, едва сводят концы с концами, но не унывают, потому что любят друг друга. И эта любовь делает их будни яркими и счастливыми. Сергей устраивается работать водителем автобуса, и может изменить маршрут только ради того, чтобы на минутку заглянуть в госпиталь, где Маша трудится медсестрой. В одном из эпизодов герои вдвоём гуляют по берегу моря в уединённой бухте и разговаривают. Они очень счастливы вместе.
— Ты знаешь, мне иногда кажется, что нас вообще нет на свете. Что нас кто-то выдумал.
— Нас двоих. А мы уже сами выдумали Вовку.
Только досмотрев картину до самого конца, снова вспоминаешь эти слова героев. Финал оказывается настолько неожиданным и ошеломляющим, что после заключительных титров ещё долго не можешь вымолвить ни слова. Пытаешься осознать, осмыслить увиденное. Кстати, актёры, исполнившие главные роли — Александр Абдулов и Вера Глаголева — не раз называли фильм «Сошедшие с небес» в числе своих любимых киноработ.
Мне сложно сказать что-то ещё об этой картине, не раскрыв при этом её главной сути, которую, однако, зрители должны непременно увидеть и почувствовать сами. Я лишь добавлю, что фильм Натальи Трощенко «Сошедшие с небес» напомнил мне евангельские слова Христа о том, что у Бога все живы. Все! И те, кто пришли с войны. И миллионы тех, кто так с неё и не вернулся.
Поможем сохранить зрение детям вместе с фондом «Провидение»
Сегодня 8-летний Андрей Михалкин из Пермского края может весело промчаться на велосипеде по просёлочной дороге вместе с братом. Как же давно он об этом мечтал! С рождения Андрей очень плохо видел. Поэтому раньше научиться кататься на велосипеде мальчик просто не мог. Но недавно такая возможность ему представилась. В прошлом году Андрею сделали операцию и после неё он стал видеть гораздо лучше. Школьник с радостью гуляет, гоняет на велосипеде, учится и помогает маме по дому. Три года назад не стало папы, поэтому теперь Андрей и его младший брат, стараются быть для мамы опорой.
Оплатить операцию для мальчика семье Михалкиных помог благотворительный фонд «Провидение». Больше 5 лет он работает над тем, чтобы сохранять зрение детям. Десятки счастливых историй, которые произошли за это время, стали возможны только благодаря участию отзывчивых людей из самых разных уголков России, в том числе слушателей Радио ВЕРА. Ваша помощь — бесценна, она дарит людям надежду!
Сегодня в поддержке нуждается новая подопечная фонда — годовалая Вероника Флоря из Пензы. Девочка родилась с такой же проблемой, как и Андрей. Сохранить и улучшить зрение ей поможет операция. Если вы хотите сделать доброе дело для Вероники, переходите на сайт фонда «Провидение», в раздел «Дети» и нажмите кнопку «Поддержать»: https://fond-providenie.ru/campaign/florya-veronika/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Евгений Вадимов
Сейчас я буду читать вам, друзья, хрестоматийное стихотворение «Русская культура», созданное в 1935 году поэтом-эмигрантом Евгением Вадимовым.
Какой-нибудь учёный историк непременно назвал бы эти стихи «знаковыми».
И впрямь: без них, я думаю, разговор о трагическом феномене нашей эмиграции начала прошлого века и её восприятии русской культуры — был бы обеднён. Ведь здесь, как в фокусе, собрались излюбленные образы и картины, символизирующие традиции быта и праздников, обаяния нашего молодого (в сравнении с Европой) искусства, уютной патриархальности и ярмарочного размаха старой России.
Возможно, просвещённому скептику это — когда-то очень известное — сочинение эмигранта Вадимова может показаться наивно-сусальным, но я искренне полюбил его ностальгическую мечтательность и хочу поделиться с вами своим чувством.
Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..
Русская культура — это сказки нянины —
Песни колыбельные, грустные до слёз —
Русская культура — это разрумяненный
В рукавицах-варежках дедушка-мороз...
Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей —
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура — это вязь кириллицы
На заздравной чарочке яровских цыган —
Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,
При чеканном поясе — кучерский кафтан...
Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль —
Терема и церковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура — это то, чем славится
Со времён Владимира наш народ большой:
Это наша женщина, русская красавица —
Это наша девушка с чистою душой!..
Русская культура — это жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне —
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране...
Евгений Вадимов, «Русская культура», 21 июля 1935 года, Париж
Настоящее имя автора этих стихов — Юрий Ипполитович Лисовский. Поэт, прозаик, переводчик. Выпускник Петербургского кадетского корпуса, кавалерист, участник Первой мировой войны. Его эмигрантская жизнь была связана с Сербией, Францией и Польшей. В 1930 году Вадимов-Лисовский стал первым лауреатом Парижского конкурса русских поэтов, а в середине 1940-х, когда советские войска занимали польский город Лодзь, он, обретающийся в тамошнем «Русском доме», — бесследно пропал. Возможно, вследствие ареста.
Стихотворения Евгения Вадимова относятся к лучшим образцам русской религиозной поэзии. Вот — из навеянного строками 138 псалма царя и пророка Давида:
Куда я скроюсь? Неустанно
За мной следит Твой Светлый взор
С луны, со звёзд из мглы туманной,
С вершин далёких, снежных гор...
И там, в морозных высях горных,
И здесь душистою весной,
И под землёй, и в ямах чёрных
Творец и Бог — везде со мной!..
Я сделал крылья. Стал, как птица,
Влетел в лазурь... пропала мгла —
Я был над бездной — но десница
Меня Твоя везде вела...
Евгений Вадимов, «Из псалмов», 1920 годы, Париж — Белград
Все выпуски программы Рифмы жизни
«Божественный свет в глазах ближнего». о. Роман Федотов
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, а также клирик храма в честь иконы Живоносный источник в Царицыно священник Роман Федотов делились своими историями о том, как в глазах ближнего отразился Божественный свет, или как благодаря другому человеку удалось увидеть присутствие Бога.