Со многих портретов кисти французского художника Огюста Ренуара на нас смотрит жизнерадостная рыжеволосая женщина. Это — супруга художника, Алин Шариго. На протяжении 35-ти лет она была не только хранительницей семейного очага, но и музой, и верным другом прославленного портретиста.
Алин и Огюст познакомились в кафе. Париж, сентябрь 1878-го. Ей, недавней выпускнице церковной школы, было двадцать, художнику — тридцать семь. Ренуар зашёл выпить горячего шоколада в компании приятелей — живописцев Клода Моне и Альфреда Сислея. Заказ им принесла миловидная, улыбчивая девушка с золотыми локонами. Ренуар позже признавался, что при взгляде на неё он вдруг испытал ощущение уюта и необыкновенного спокойствия. Алин же не могла отвести взгляда от глаз художника — они казались ей наполненными каким-то внутренним светом. Стоит ли говорить, что Ренуар зачастил в маленькое кафе на улице Сен-Жорж, а золотокудрая официантка с нетерпением ждала его прихода. Однажды Огюст спросил у Алин, не хотела бы она позировать для его картин? Девушка с любопытством согласилась. Ренуар сделал Алин Шариго одним из персонажей своего жанрового полотна «Гребцы в Шату». В мастерской художника Алин невольно прониклась его видением мира — светлым, праздничным. Позже Алин рассказывала своим детям: «Я ничего не понимала в живописи. Я только знала, что Огюст был создан, чтобы писать». В последующие несколько лет Алин Шариго улыбалась зрителям с таких полотен Ренуара, как «Алжирская девушка», «Танец в городе», «Завтрак гребцов», «На берегу моря». Она поселилась не только на картинах живописца, но и в его сердце. Однако Ренуар очень боялся, что Алин не примет предложение руки и сердца от мужчины, почти вдвое старше. Поэтому счёл за лучшее исчезнуть из жизни девушки. Огюст уехал в путешествие по Италии и Испании. Но забыть любимую так и не смог. Алин вновь и вновь появлялась на его этюдах, карандашных набросках. Ренуар вернулся в Париж, разыскал её, попросил прощения за внезапное исчезновение и... предложил стать его женой. Алин Шариго с радостью дала художнику своё согласие. К тому моменту картина «Завтрак гребцов» принесла Ренуару крупный гонорар. На эти деньги живописец нанял большую квартиру, куда Алин вошла как полноправная хозяйка — мадам Ренуар. Вскоре у супругов родился первенец — сын Пьер. В последующие годы супруга подарила художнику ещё двух сыновей — Жана и Клода. В те годы Огюст создал несколько картин, посвящённых материнскому счастью — «Мать и дитя», «Материнство». Конечно же, героями этих полотен были Алин и их малыши. Ренуар много писал своих детей. А чтобы им было не скучно сидеть перед мольбертом, живописец рассказывал наизусть сказки Андерсена. Мир, покой и тихое счастье отражались в работах Ренуара того периода. Брак Алин и Огюста, действительно, был счастливым союзом. Супруга оберегала художника от житейских мелочей, которые могли бы помешать его работе, помогала мужу вести его финансовые дела.
В 1912-м году у Ренуара случился паралич — следствие давнего ревматизма. Врачи дважды прооперировали художника, однако он остался прикован к инвалидному креслу. Но руки, к счастью, ещё слушались живописца. Он продолжал писать. Алин неотступно была рядом. Вкладывала ему в пальцы кисти. Подавала нужные краски. Поворачивала мольберт. А в 1915-м мадам Ренуар узнала, что у неё диабет. В то время это был приговор. Лечение не помогло, и через несколько месяцев Алин скончалась. Спустя 4 года за любимой супругой последовал и Огюст Ренуар. Супруги упокоились рядом, как того желал художник, который при жизни часто повторял: «Дом — там, где Алин».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.