Псалом 90. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 90. Богослужебные чтения

Псалом 90. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Бывают псалмы неизвестные, бывают известные, а бывают настолько популярные, что нашим сознанием они воспринимаются уже не как составная часть Псалтыри, а как самостоятельные произведения, обладающие невероятной силой. Так произошло с 90-м псалмом, многие люди видят в нём некоторое христианское подобие оберега. Сегодня этот псалом звучит во время богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.

Псалом 90.

Хвалебная песнь Давида.

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.

5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,

6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;

10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:

12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;

13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.

15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».

Неудивительно, что услышанный нами сегодня псалом чрезвычайно известен и популярен: он прямо говорит о том, что Бог хранит того человека, который находится под «кровом Всевышнего». Кроме того, псалом усиливает этот образ и упоминает перья, осеняющие чтущего Бога человека. Образ перьев должен подчеркнуть, что покров Божий — это не какая-то метафора, отражающая духовные реалии, покров Божий ощутим и заметен в физическом мире.

В качестве иллюстрации можно вспомнить, как переживал богоявление пророк Илия: «Но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3Цар. 19:11–12). Физически ощущаемое «веяние тихого ветра» — так может проявлять себя покров Божией над человеком. Знает история и другие формы покрова Божия: здесь мы можем вспомнить бесчисленные свидетельства воинов, которые, молясь словами 90-го псалма, оставались невредимыми в эпицентре боя. Некоторые из переживших такое вмешательство Божие люди говорили, что Бог в буквальном смысле вторгался в физическую реальность, спасая человеческую жизнь.

Конечно, эти свидетельства нам известны и очень дороги. Однако они не должны отменять собой того, как кажется, вполне очевидного факта, что никакая молитва, никакой псалом не действуют сами по себе; для того, чтобы покров Божий стал нашей реальностью, мы не столько должны твердить слова 90-го псалма, сколько жить так, чтобы Бог действительно был нашим Богом. А такая жизнь подразумевает предельно внимательное отношение к слову Божию, непрестанную молитву и жизнь по евангельским заповедям Христовым.

Да, иной раз Бог действует по-другому: Он сначала оказывает Свою милость человеку, беря его под Свой покров, и потом уже ожидает ответной реакции человека. Всякий случай — индивидуален. Однако нам не стоит забывать, что покров Божий — это не какая-то магия, это проявление благой воли нашего Творца, Который жаждет увидеть наш ответ, исполненный веры, надежды и любви.

Мы в соцсетях

Также рекомендуем