
Фото: Pixabay / Pexels
«Музыка Александры Пахмутовой, слова Николая Добронравова» — когда диктор на радио или телевидении произносил эту фразу, все знали: сейчас прозвучит замечательная песня. Имена композитора Пахмутовой и поэта Добронравова всегда стояли рядом. А композиции, которые они создавали вместе, поддерживали и ободряли слушателей нескольких поколений. Александра Николаевна и Николай Николаевич были не только успешными соавторами. Но и счастливыми супругами — они прожили в браке 66 лет. Когда их спрашивали о секрете семейного счастья, Добронравов всегда цитировал своего любимого писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Любить — это не значит, смотреть друг на друга. Любить — значит, смотреть вместе в одном направлении». Друзья семьи вспоминали: Николай и Александра никогда не перечили друг другу, не спорили. Каждый из них внимательно прислушивался к другому, и всегда был рад уступить. «Мы не придираемся по мелочам, не «принципиальничаем», — признавались сами супруги.
Они познакомились в 1956 году на Всесоюзном радио — оба тогда работали там в Студии детского вещания. Начинающий, но талантливый композитор, Пахмутова заведовала музыкальной частью знаменитой программы «Пионерская зорька». Добронравов, молодой поэт, читал в передачах свои стихи. «Встреча наша была предрешена свыше», — считала Александра Николаевна. Они не раз сталкивались друг с другом в коридорах Всесоюзного радио. Николаю запомнилась миниатюрная блондинка с живыми глазами и модной короткой стрижкой. Александра тоже обратила внимание на высокого голубоглазого молодого человека. Однажды редактор студии представил их друг другу. Сказал: «Вы поэт и композитор. Попробуйте поработать вместе!». Пахмутовой и Добронравову эта идея показалась интересной. И вскоре появилась первая их совместная песня — «Лодочка моторная». После того, как композиция прозвучала в радиоэфире, её стала напевать вся страна. А Николай и Александра поняли, что созданы друг для друга. Им захотелось не только писать вместе песни, но и идти рядом по жизни. Через три месяца после знакомства Пахмутова и Добронравов поженились. Свадьба была скромной, домашней. После росписи в ЗАГСе посидели в тесном кругу родных. А наутро в плацкартном вагоне отправились в свадебное путешествие — на отдых в Абхазию. Впоследствии супруги признавались, что тот совместный отпуск был самым счастливым в их жизни.
Позже вместе они объездили всю страну. Побывали в тайге и на Северном Ледовитом океане. И отовсюду привозили песни. «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Орлята учатся летать». Их вдохновляла любовь друг к другу. Так появились знаменитые, нестареющие композиции «Надежда» и «Нежность». Песни Пахмутовой и Добронравова исполняли Анна Герман, Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдуард Хиль, Валентина Толкунова. Под их трогательную песню «До свидания, Москва» улетал в небо на связке воздушных шаров главный символ Олимпиады 1980-го года — Олимпийский мишка.
Несмотря на огромную популярность, супруги жили очень просто. Долгое время ютились в коммуналке. Потом получили трёхкомнатную квартиру. Певец Лев Лещенко рассказывал, что в доме Пахмутовой и Добронравова всегда царила гостеприимная, теплая атмосфера. А друг друга композитор и поэт с любовью называли не иначе, как Колечка и Алечка. В комнатах у Александры и Николая висели иконы. Супруги верили в Бога. Впоследствии это нашло отражение и в творчестве: в начале 90-х они написали песню «Вера». Там есть такие строки: «От небесного луча, что на грешный мир пролит, веры тонкая свеча у тебя в руке горит».
Господь не дал Александре Николаевне и Николаю Николаевичу своих детей. Но супруги всю жизнь поддерживали талантливых ребят из малообеспеченных семей — готовили их к поступлению в музыкальные вузы, опекали и заботились. По многочисленным свидетельствам близких, Пахмутова и Добронравов жили, как одно целое. Их семейный союз был таким же, как и их песни: чистым, светлым и вдохновляющим.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
21 декабря. О пророчествах о Христе в Ветхом завете
В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Вот то, о чём Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах».
О пророчествах о Христе в Ветхом завете — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 11. Богослужебные чтения
Когда я был ещё совсем ребёнком, мама давала мне «подъедать» остававшиеся взбитые для выпечки белки. О, какое же это было удовольствие — маленькой ложкой доставать кусочки ароматной белоснежной пены! Правда, одна была проблема: сколь много ни съешь этой пены, а вот чувства сытости так и не появлялось! Что сказать — баловство, да и только!
Сегодня в храмах читается 11-й псалом — смысл которого очень перекликается с опытом «пены» — давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горнИле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Оказывается, взбивать можно не только яичные белки — но и человеческие слова. Как это ни удивительно, и у них тоже есть способность «вспениваться» — заполняя собой всё доступное пространство. Особенно в нынешнее время, когда слово «воцифровилось», и мы прежде всего с ним взаимодействуем через цифровой интерфейс — слова стали множиться с такой умопомрачающей скоростью, что их перестаёшь... замечать — настолько их стало избыточно.
Пророк Давид, автор прозвучавшего псалма, противопоставляет в своём произведении «словесную пену» — которая появляется благодаря усилиям нечистых в своём сердце людей — и «слова Господни» — «слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Какой мощный контраст! Пена — и металл. Давайте внимательнее присмотримся.
Чем хороша пена? Эффектна. Всё собой может заполнить, если не переставать взбивать. Скрывает собой всё что угодно. Правда, ненадолго. Ну и, как говорит мой детский опыт, «пеной сыт не будешь» — в том числе и информационной.
Металл — совсем другое дело. Он тяжёл, вязок, жёсток и неудобен. Куда ни положи — везде будет «карман оттягивать». Попробуй его приспособь — сразу не поддастся, ещё как помучиться придётся — даже имея соответствующий задаче инструмент. Но и изготовленное из него может оставаться неизменным тысячелетия — если металл — благородный. Любой археологический музей — тому подтверждение: украшения, погребальные маски из золота, ритуальные сакральные предметы сохранили свой первозданный вид даже через тысячелетия!
Вот какой непростой вопрос сегодня задаёт нам пророк Давид: а слова, которые мы впускаем в свою душу, — на что больше похожи — на пустопорожнюю пену — или же всё же они ближе к благородному металлу, не особо комфортному — но на который всегда можно надёжно опереться?..
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 250 зач., I, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди предметов, которые преподаются в семинариях, есть тот, который можно назвать наиболее важным — это догматическое богословие. У богословия много разделов, изучать его непросто, ведь приходится заучивать наизусть массу непростых для восприятия текстов. Однако основная сложность состоит в том, что далеко не всегда понятно, каким образом догматическое богословие соотносится с реальной жизнью и каким образом одно влияет на другое. Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й главы Послания святого апостола Павла к Колоссянам и поразмышляем о связи богословия и жизни.
Глава 1.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство
Только что мы услышали один из христологических гимнов апостола Павла. Услышали, что святой апостол возвестил веру в искупление и прощение грехов Кровью Христовою, услышали также о том, что Христос предвечно рождён Богом-Отцом, и что Им — то есть Христом — всё создано, Он — прежде всего, и всё, что существует, существует Им и благодаря Ему.
Что же означают эти возвышенные слова апостола Павла в практическом смысле?
Прежде всего, они говорят о том, что верующему во Христа человеку нечего бояться в этом мире. Да и в любом другом мире тоже. Единственное исключение — это наши собственные грехи, ведь только они могут отторгнуть нас от единства со Христом.
В то время, когда весь мир с содроганием сердца наблюдает за движением звёзд, знаками зодиака, курсом валют, котировками акций, ценами на нефть, развитием искусственного интеллекта, новыми видами оружия, то есть за всем тем, что составляет основу информационного потока, христианин может быть совершенно спокоен: вне Христа нет никакой жизни, и любые пугающие явления — во власти Христа, они есть постольку поскольку Христос позволяет им быть. Да, конечно, есть воля человека, есть то, на что нет и не может быть Христова благословения, но если мы вчитаемся в послания апостола Павла, то мы увидим непоколебимую веру в то, что даже зло Господь попускает ради конечного блага человека.
У первого поколения христиан не было никакого «зазора» между их верой и практикой жизни. Те апостольские слова, которые сегодня прозвучали, не были составлены в кабинетной тиши, они не были плодом научных изысканий, Павел рассказал о собственной вере, которой он научился от Самого Христа, и которая была подтверждена жизнью святого апостола.
Павел, как мы помним, и в самом деле ничего не боялся. Он жил Христом и со Христом, а потому ему не были страшны какие бы то ни были иные силы. Об этом святой апостол написал прекрасные возвышенные слова: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39).
Дай Бог, чтобы и мы сумели обрести такую веру во Христа, которая освободила бы нас от всех видов страха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











