«Музыка Александры Пахмутовой, слова Николая Добронравова» — когда диктор на радио или телевидении произносил эту фразу, все знали: сейчас прозвучит замечательная песня. Имена композитора Пахмутовой и поэта Добронравова всегда стояли рядом. А композиции, которые они создавали вместе, поддерживали и ободряли слушателей нескольких поколений. Александра Николаевна и Николай Николаевич были не только успешными соавторами. Но и счастливыми супругами — они прожили в браке 66 лет. Когда их спрашивали о секрете семейного счастья, Добронравов всегда цитировал своего любимого писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Любить — это не значит, смотреть друг на друга. Любить — значит, смотреть вместе в одном направлении». Друзья семьи вспоминали: Николай и Александра никогда не перечили друг другу, не спорили. Каждый из них внимательно прислушивался к другому, и всегда был рад уступить. «Мы не придираемся по мелочам, не «принципиальничаем», — признавались сами супруги.
Они познакомились в 1956 году на Всесоюзном радио — оба тогда работали там в Студии детского вещания. Начинающий, но талантливый композитор, Пахмутова заведовала музыкальной частью знаменитой программы «Пионерская зорька». Добронравов, молодой поэт, читал в передачах свои стихи. «Встреча наша была предрешена свыше», — считала Александра Николаевна. Они не раз сталкивались друг с другом в коридорах Всесоюзного радио. Николаю запомнилась миниатюрная блондинка с живыми глазами и модной короткой стрижкой. Александра тоже обратила внимание на высокого голубоглазого молодого человека. Однажды редактор студии представил их друг другу. Сказал: «Вы поэт и композитор. Попробуйте поработать вместе!». Пахмутовой и Добронравову эта идея показалась интересной. И вскоре появилась первая их совместная песня — «Лодочка моторная». После того, как композиция прозвучала в радиоэфире, её стала напевать вся страна. А Николай и Александра поняли, что созданы друг для друга. Им захотелось не только писать вместе песни, но и идти рядом по жизни. Через три месяца после знакомства Пахмутова и Добронравов поженились. Свадьба была скромной, домашней. После росписи в ЗАГСе посидели в тесном кругу родных. А наутро в плацкартном вагоне отправились в свадебное путешествие — на отдых в Абхазию. Впоследствии супруги признавались, что тот совместный отпуск был самым счастливым в их жизни.
Позже вместе они объездили всю страну. Побывали в тайге и на Северном Ледовитом океане. И отовсюду привозили песни. «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Орлята учатся летать». Их вдохновляла любовь друг к другу. Так появились знаменитые, нестареющие композиции «Надежда» и «Нежность». Песни Пахмутовой и Добронравова исполняли Анна Герман, Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдуард Хиль, Валентина Толкунова. Под их трогательную песню «До свидания, Москва» улетал в небо на связке воздушных шаров главный символ Олимпиады 1980-го года — Олимпийский мишка.
Несмотря на огромную популярность, супруги жили очень просто. Долгое время ютились в коммуналке. Потом получили трёхкомнатную квартиру. Певец Лев Лещенко рассказывал, что в доме Пахмутовой и Добронравова всегда царила гостеприимная, теплая атмосфера. А друг друга композитор и поэт с любовью называли не иначе, как Колечка и Алечка. В комнатах у Александры и Николая висели иконы. Супруги верили в Бога. Впоследствии это нашло отражение и в творчестве: в начале 90-х они написали песню «Вера». Там есть такие строки: «От небесного луча, что на грешный мир пролит, веры тонкая свеча у тебя в руке горит».
Господь не дал Александре Николаевне и Николаю Николаевичу своих детей. Но супруги всю жизнь поддерживали талантливых ребят из малообеспеченных семей — готовили их к поступлению в музыкальные вузы, опекали и заботились. По многочисленным свидетельствам близких, Пахмутова и Добронравов жили, как одно целое. Их семейный союз был таким же, как и их песни: чистым, светлым и вдохновляющим.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер