
Апостол Павел
1 Сол., 273 зач., V, 14-23.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи.
Как христиане мы обычно знаем, в чём заключается наша вера, и как должны вести себя в нравственной жизни. Но как часто мы задумываемся о том, каким должно быть наше поведение по отношению к внешнему миру? Как и с какой вестью нам стоит обращаться к другим людям? Прекрасный, очень чёткий и ёмкий ответ мы можем найти в 5-й главе 1-го послания ап. Павла к Фессалоникийцам. Давайте его послушаем.
Глава 5.
14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
16 Всегда радуйтесь.
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
20 Пророчества не уничижайте.
21 Все испытывайте, хорошего держитесь.
22 Удерживайтесь от всякого рода зла.
23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Честно посмотрев на собственную жизнь, мы, очевидно, можем признать, что понимаем обычно значительно больше, чем делаем. Открыв Евангелия или апостольские послания и увидев те или иные призывы Господа и Его учеников, мы соглашаемся с тем, что в принципе они верны и важны, но пока у нас много других забот и мы обязательно задумаемся о них, но несколько позже... При этом, в итоге, мы настолько застреваем в важном, но частном, что на всеобщее обычно не хватает времени. «Своя рубаха ближе к телу» — говорят в народе. И речь не только про бытовой эгоизм людей, которые никак не могут поделить наследство или подсиживают друг друга на работе. К сожалению, подобное поведение встречается и в вопросах духовной жизни. Вопросы своего личного настроения и состояния мы стремимся решить в первую очередь, воспринимая всех остальных как своеобразные духовные и психологические тренажёры, которые нужны нам для достижения собственных, как нам кажется, высокодуховных целей. Причём, ведут себя так не только христиане сегодняшние, но, судя по словам апостола, и его собственные современники. Неслучайно же ему приходится не просто поручать или советовать, но умолять тех, к кому он обращается. Умолять, чтобы они в своём поведении учитывали духовные потребности тех, кто их окружает.
Что же так беспокоит апостола Павла? Если мы попробуем оценить общее настроение его слов, мы увидим, что он предлагает занимать активную, добрую и поддерживающую позицию, которая призвана помочь и ободрить людей, живущих в мире, полном безобразия, горечи и неправды. Начинает апостол с того, что призывает нас вразумлять бесчинных. При этом речь идёт не об обличениях сверху вниз, с позиции самодовольных праведников. Просто люди иногда настолько беспорядочно живут, не понимая в чём главное, а в чём второстепенное, что разумный, открытый, уважительный и искренний разговор о том, какой нашу жизнь хотел бы видеть Бог, может помочь им исправиться. Подобная интонация очевидна ещё и из того, что уже следующая просьба, которую мы слышим от апостола, предполагает утешение малодушных. Не обличение, не запугивание, а приободрение. Многие люди и сами прекрасно знают, что жизнь их полна грехов, но они не находят в себе сил и решимости хоть в какой-то мере с ними бороться. Поэтому апостол Павел говорит: поддерживайте слабых, будьте терпеливы... По опыту собственной жизни и опыту общения с другими людьми мне кажется очевидным, что нам зачастую хочется быть на той стороне. Мы были бы рады не сами утешать, но хотели бы, чтобы нас утешали, как немощных и малодушных, нас поддерживали бы, к нашим немощам были бы терпеливы.... Но нет. Апостол говорит иначе. Каждый обратись к другому! Причём, если мы задумаемся над этим, мы поймём, что, расслышав слова апостола, кто-нибудь обратится со словами утешения и к нам самим, но не потому, что мы этого ждём и требуем, а потому, что это норма христианской жизни — служить ближнему и всегда искать добра друг другу и всем. Занимая такую позицию и не зацикливаясь на собственных проблемах, которые, конечно, нужно решать по мере сил, мы всегда найдём повод для радости, хотя и не о себе, но о Боге, который всё премудро устроил. Мы всегда найдём возможность обратить своё сердце к Творцу и обратить его с благодарностью. Он же, со Своей стороны, освятит нашу жизнь и по слову апостола — сохранит нас от всякого греха.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема