
«Восхождение», студия Мосфильм, Третье творческое объединение, режиссёр Лариса Шепитько
— Где отряд? Ваши связные, явки? Вам придётся обременить свою совесть. Теперь, так или иначе, придётся. Выхода-то нет. Нет.
— Я не предам. Не предам. Есть вещи поважнее собственной шкуры.
Предать товарищей или пойти на смерть. Перед неразрешимой, казалось бы, дилеммой оказались партизаны Рыбак и Сотников — герои отечественного художественного фильма «Восхождение», который в 1976 году сняла режиссёр Лариса Шепитько. Морозной зимней ночью Рыбака и Сотникова отправили на задание — добыть провизию для отряда. По дороге партизаны наткнулись на немцев. Завязалась перестрелка. Сотников получил ранение в ногу. Далеко уйти не удалось. В ближайшем селе товарищей взяли в плен. На допросе следователь Портнов — полицай, русский, перешедший на службу к немцам, — ясно даёт понять: выбора нет. Предать или умереть.
В основу сценария картины легла повесть белорусского писателя Василя Быкова «Сотников». Лариса Шепитько увидела в произведении о Великой Отечественной войне глубочайшую духовную драму. И сняла фильм, буквально пронизанный евангельскими смыслами. Лента «Восхождение» завоевала гран-при «Золотой медведь» Берлинского международного кинофестиваля 1977 года и стала лауреатом множества других кинематографических конкурсов. А вот у себя на родине, в Советском Союзе, Ларисе Шепитько пришлось приложить немало усилий, чтобы фильм вышел в прокат. Чиновники Госкино, посмотрев картину, возмущённо заявили режиссёру, что вместо истории о партизанах она сняла религиозную притчу.
Сама Лариса Шепитько в одном из интервью рассказывала о том, что своей киноработой прежде всего хотела показать: духовность является основой человеческой личности и её главной ценностью. «Духовное начало в человеке неподвластно физическому уничтожению», — говорила режиссёр. Не скрывала Шепитько и того, что в центре сюжета её картины лежит один из главных евангельских конфликтов — предательство Христа Иудой. Перед тем, как приступить к работе над «Восхождением», она попросила всех членов съёмочной группы прочесть Евангелие.
И вот на экране мы становимся свидетелями драмы невероятной напряжённости и глубины. Сотников наотрез отказывается стать предателем и не выдаёт товарищей даже под страшной пыткой и страхом смерти. Но Рыбак не хочет рисковать жизнью. Он убеждён: можно пойти на компромисс. Главное — выжить. А уж потом как-нибудь найти способ выбраться из плена. В одном из эпизодов он пытается убедить в этом и Сотникова.
— Слушай. Надо ж чего-то придумать. Подохнуть легче всего. Надо выкручиваться!
— Ничего не выйдет...
— Их надо поводить, как щуку на удочке: перетянешь — порвёшь, всё пропало. Прикинуться смирными. Мне, вон, уж в полицию предложили. Чего ты так смотришь? Я ж говорю — прикинуться...
Сработает ли такой план Рыбака? Получится ли у него обмануть врагов? Где проходит грань между добром и злом, между предательством и верностью? На эти вопросы ответит яркий и пронзительный фильм Ларисы Шепитько.
Роль Сотникова в картине «Восхождение» исполнил тогда ещё неизвестный актёр Борис Плотников. Рыбака сыграл молодой Владимир Гостюхин. Для обоих это были первые серьёзные работы в кино. Актёры признавались, что на съёмочной площадке фильма получили не только профессиональный, но и духовный опыт. Как высказался художник-постановщик картины Юрий Ракша, говоря о святых вещах, о духовности, всем участникам съёмочного процесса приходилось и к себе применять высокие критерии. «Невозможно было на площадке оставаться одним человеком, а в жизни — другим», — рассказывал он. А мне бы хотелось добавить, что духовные переживания — глубокие и преображающие — непременно испытает каждый, кто посмотрит картину Ларисы Шепитько «Восхождение».
Псалом 123. Богослужебные чтения

Известный барон Мюнхаузен, конечно, утверждал, что безвыходных положений не бывает. Но это, к сожалению, не так. И подчас обстоятельства жизни складываются таким образом, что остаётся надеяться исключительно на чудо. Об этом говорится в псалме 123-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 123.
Песнь восхождения. Давида.
1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, —
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошёл бы над душою нашею;
5 прошли бы над душою нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.
Прозвучавший псалом был, скорее всего, написан царём и пророком Давидом. Во всяком случае, о том свидетельствует надписание, которое мы можем найти в еврейской Библии. Как известно, царю Давиду приходилось воевать с соседями, чтобы обезопасить Израильское царство от внешних опасностей. И услышанный нами псалом был составлен Давидом в разгар крайне непростой военной кампании.
Давиду пришлось вступить в войну с соседней Сирией. Та значительно превосходила древний Израиль по количеству войск, поэтому царю пришлось мобилизовать почти всё мужское население. В результате на юге страны не осталось тех, кто мог бы защитить ветхозаветный Израиль от вторжения с данного направления. И этим обстоятельством воспользовалась соседняя Идумея. Идумеяне вторглись на территорию Израиля и готовы были отрезать Давида и его войско от Иерусалима, захватив столицу. Положение казалось безвыходным.
Но то, что казалось безнадёжным с человеческой точки зрения, не являлось таковым с точки зрения Божественной. Библейская история умалчивает, как удалось остановить нападение идумеев. Но в псалме 123-м мы видим констатацию следующего факта: «если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас». Нашествие иноплеменников было настолько сильным, агрессивным, что Давид сравнивает это нападение с наводнением.
Не было у Давида и его подданных никакой надежды, кроме Бога. И Господь стал защитником Своего народа. Прежде всего, потому, что и царь, и вся страна иудейская в то время жили благочестиво, не шли против заповедей Божиих. И конечно — искали не войны, но мира! Потому всё и закончилось благополучно. Или как читаем мы в псалме: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились».
И Давид от всего сердца благодарит Бога за помощь, только Господу обращая хвалу, Ему адресуя благодарность. Или как читаем мы в псалме: «Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю». Мы живём в неспокойные времена, отчасти напоминающие те, что выпали на долю пророка Божия. Будем же, подобно Давиду, просить Бога о помощи, а сами постараемся жить по Его заповедям. Ведь, как учит нас псалом 123-й, Господь помогает только тем, кто не на словах, а на деле живёт по воле Его.
Псалом 123. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 123. (Церковно-славянский перевод)
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема