
Среди христианских святынь, которые сохранились до наших дней, есть по-настоящему уникальные. Одна из них — хрустальный сосуд с кровью Господа Иисуса Христа, который вот уже несколько веков хранится в бельгийском городе Брюгге. История этой святыни такова. Когда Иисуса Христа умертвили на кресте, обязанность похоронить Его тело взял на себя святой Иосиф Аримафейский. Перед погребением он обмыл бездыханное тело Христа. Кровь Спасителя Иосиф отер куском овечьей шкуры, который сохранил как святыню. Когда Христос воскрес, упомянутый кусок, пропитанный кровью Спасителя, стал материальным доказательством свершившегося чуда.
Кусок овечьей шкуры, пропитанный кровью Христа, после смерти святого Иосифа находился у христиан Палестины, а впоследствии был перенесен в Константинополь. Там святыня была, для лучшей сохранности, помещена в хрустальную колбу. После взятия византийской столицы крестоносцами в 1204 году колба с пропитанным кровью Христа куском овечьей шкуры была переправлена в Европу. Согласно летописям, предводитель крестоносцев Балдуин Фландрский сделал святыню подарком своей жене. Так кровь Христа оказалась в бельгийском городе Брюгге.
Специально для хранения великой святыни в Брюгге была построена базилика Святой крови. В Средние века хрустальную колбу, в которой находится кусок шкуры, пропитанный кровью Спасителя, поместили в стеклянный футляр, украшенный золотыми изображениями ангелов. В 14 веке жители Брюгге стали свидетелями чуда — кровь Христа перешла в жидкое состояние. К сожалению, с тех времен данное чудо не повторялось.
Православные паломники могут беспрепятственно попасть в базилику Святой крови и поклониться драгоценной реликвии. Это можно сделать в любой день недели, придя в собор с 9 до 12 утра или с 2 до 5 дня. Для охраны ценной святыни в Брюгге в пятнадцатом веке было создано так называемое Благородное братство святой Крови, состоящее из тридцати человек. Члены братства отвечают за сохранность хрустальной колбы с кровью Христа. Когда святыня выставляется для поклонения, они несут рядом с ней почетный караул. Находясь около Крови Христа, члены братства, как и века назад, надевают особые накидки с изображением пеликана — символа жертвенности.
Ежегодно в Брюгге в день Вознесения Христа по католическому календарю проходит традиционный фестиваль Крови Христа. В этот день по улицам города проходит торжественная церковная процессия. Католические служители выносят хрустальную колбу с куском шкуры, пропитанным кровью Спасителя, из собора и проносят ее по городу. Они верят, что таким образом город освящается и становится защищенным от различных бедствий.
Часть жителей Брюгге для участия в процессии надевают традиционные средневековые костюмы. Часть — наряжается в библейские одежды и разыгрывает на улицах города сцены из Священной истории. По окончании церковной процессии колба с Кровью Христа возвращается в базилику, где все желающие могут подойти и поклониться святыне. После начинается фестиваль, повсюду звучит народная бельгийская музыка.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер