
Некоторые богослужебные обряды Православных Церквей греческой традиции — Константинопольской, Александрийской, Кипрской и Элладской — отличаются от нашего уклада церковной жизни. Мы в России, например, привыкли к тому, что каждение на службе может совершать только священнослужитель — священник или диакон. А вот в Греции к каждению относятся иначе.
С точки зрения православных греков кадить на богослужении разрешается и мирянину. Как-то раз такая честь выпала и мне. Во время обучения в Греции я вместе с другими русскими студентами жил в доме одного пожилого уже священника. Рядом располагалась часовня, в которой каждый вечер мы пели акафист, то есть особое молитвенное песнопение в честь Богородицы.
По церковному уставу во время акафиста должно совершаться постоянное каждение. Так как среди нас, студентов, священнослужителя на то время не было, я был уверен, что в нашем случае каждение будет отменено. Каково же было моё удивление, когда священник, хозяин дома, достал из специального шкафчика кадило, уголь, ладан и сказал, что акафист нужно совершать по всем правилам. Иными словами, обязательно должны кадить. Что мы и делали по очереди каждый раз, когда пели акафист. Мне казалось тогда — какая особая честь нам оказана!
Но потом выяснилось, что в Греции к каждению относятся по-другому, чем в России. Например, греки-миряне кадят иконы в «красном» углу во время совершения домашней молитвы. Если в каком-то греческом храме нет диакона, то за него каждение может совершить мужчина-прихожанин. А в афонских монастырях кадить на службе могут монахи, еще не посвященные в сан диакона. Для каждения им дают не привычные нам кадила с цепочками и звонцами, а так называемые кацеи. Кацея представляет собой металлическую чашечку с крышкой, украшенной сверху крестом. Кацеёй кадят, держа её за деревянную ручку, прикреплённую к чашечке сбоку, совершая крестообразные движения.
Греки даже сочиняют песни про ладан и кадило. В этих песнях они сравнивают приятный запах кадильного дыма с благодатью, которая приносит человеку внутренний покой и радость. Давайте послушаем отрывок из песни «Я возжигаю кадило». Исполняет монахиня Гавриила. Вот начальные слова припева: «Когда разжигаю кадило, возгорается во мне молитва...». Композитор — Димитрис Катакузинос.
Все выпуски программы Вселенная православия
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема