
Однажды я крепко задумалась, насколько автоматически сужу людей по первому впечатлению при встрече. Не знаю ни самого человека, ни его истории, ни мотивов, но уже даю оценку. Насколько она может быть справедливой?
Это произошло в начале Великого поста. Весна, слякоть. Шло вечернее богослужение с каноном святого Андрея Критского и земными поклонами. В храме было много людей, царил полумрак, поскольку в качестве освещения использовались только свечи.
И тут во время службы между молящимися стала пробираться сотрудница храма со шваброй. Она раздвигала людей, чтобы протереть сырые от зимней обуви полы. Особенно надолго она остановилась возле меня. Терла и терла вокруг. Я тогда подумала: «убирают — это хорошо, но не посреди же службы!»
И только спустя несколько минут я поняла, что сейчас будет молитва святого Ефрема Сирина, совершаемая с теми самыми земными поклонами. И поняла, почему протирала полы именно сейчас, и почему остановилась особо возле меня. Ведь у моих зимних ботинок глубокий протектор — такая подошва против скольжения, в которую забивается много снега. И даже при тщательном отряхивании весь снег вытрясти из нее не удается.
Служба шла уже минут 40. Снег из ботинок оттаивал и стекал, образуя вокруг меня большую лужу. Сотрудница со шваброй разглядела в темном храме эту лужу и поспешила ее убрать, дабы мне не сыро было класть земной поклон.
Вот так тихонечко человек служит Богу и ближним. С любовью, с заботой. А люди трудов не замечают или вообще трактуют иначе. Я — первая из них. Такая вот грустная ситуация. Слава Богу, что я сдержалась и не озвучила свое возмущение, мол, женщина Вы мешаете мне молиться!
Один уважаемый священник как-то сказал мне, что важнее не то, как выглядит тот или иной поступок, а намерение, с которым он совершается.
Таким образом, если вдруг тебе прилетают претензии от окружающих по поводу твоей деятельности, а объективно вреда ты никому не на носишь, очень хорошо бывает помнить, что люди могут ошибаться, а Господь видит истинную цель твоих действий. То же самое стоит помнить, когда ты видишь, что человек делает что-то не то. Не стоит торопиться с выводами.
Автор: Юлия Пекло
Все выпуски программы Частное мнение
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.