— Вдруг я на ней женюсь? Ну и что, что она бедная сирота. Были случаи, что и бедная девушка выходила замуж. Даже за князя. Так и я — возьму, и женюсь на Паше!
Сентиментальным размышлениям предаётся на досуге юный гимназист по имени Антон — Тоничка, как зовут его близкие. Предмет его мальчишеских грёз — Паша, молоденькая горничная. У Паши ясные голубые глаза — совсем, как подснежники, которые она тайком ставит в комнату Тонички. Паренёк, только что запоем прочитавший «Первую любовь» Тургенева, неожиданно открывает для себе новые, доселе неизведанные движения души. И вот уже в мечтах он женится на симпатичной, доброй горничной. От этих мыслей ему и радостно, и страшно. Словом, творится с Тоничкой что-то, даже ему самому непонятное. Тонечка и Паша — герои мультипликационного фильма «Моя любовь».
Работа ярославского аниматора Александра Петрова вышла на экраны в 2006 году. На счету 26-минутного рисованного фильма — множество кинонаград: Приз за лучший христианский фильм Международного фестиваля «Радонеж», Гран-при всероссийского фестиваля анимационного кино в Суздале, награда за лучшую анимацию бразильского фестиваля «Анима Мунди» и даже номинация на премию «Оскар». В основу мультипликационного фильма легло литературное произведение — роман Ивана Шмелёва «История любовная». Шмелёв, писатель поистине православный, даже в тексты, казалось бы, романтического характера вкладывал глубоко христианский смысл. Это и привлекло к сюжету произведения мультипликатора Александра Петрова, в работах которого всегда просматривались темы духовности и жертвенности. Почти все его персонажи оказываются перед нравственным выбором: невинность или грех, свет или тьма.
Именно такая дилемма встаёт перед гимназистом Тоничкой. Добрая, чистая, но простая Паша — или роковая красавица Серафима, девушка, живущая по соседству, особа, весьма искушённая в делах амурных. С одной стороны, юноша ищет в женщине идеал, жаждет чистой любви. С другой — ощущает что-то тёмное, греховное. Словно лукавый змей заползает к нему в душу и окутывает всё вокруг своими кольцами — так, образно и ярко, предаёт ощущения мальчика на экране мультипликатор. Тоничка окончательно запутывается в своих чувствах. И, чтобы, разобраться во всём, идёт в храм. И делится переживаниями с Богом.
— Господи, помилуй (идёт служба в церкви)...
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь...
— Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует в сердце своём. Но для чего же тогда красивые женщины? Мне уже скоро 16, почему же грешно? Паша ведь не лукавит и не соблазняет меня. Она принесла подснежники. Просто мне с ней приятно. Помоги, не осуди меня, Господи! Я хочу любить чисто...
О чистой и жертвенной любви, о её всепобеждающей силе, рассказывает мультипликатор Александр Петров в своём фильме «Моя любовь». Какой выбор сделает главный герой? Сумеет ли отличить любовь истинную, которая, по словам апостола Тимофея, рождается «от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной веры»? Как писала в 2007-м году газета «Экран и сцена», герой мультфильма проходит через «очищающую катастрофу». Любовные коллизии становятся для него опытом смерти и воскресения. Но, я, пожалуй, опущу подробности. Вы всё узнаете, посмотрев замечательный мультипликационный фильм.
Хотелось бы несколько слов сказать об уникальной и сложной анимационной технике, которую использовал Александр Петров. Мультфильм нарисован акварельными красками... на стекле! «Чтобы снять одно-единственное движение, нужно полностью стереть предыдущий рисунок и на его месте создать новый. И так кадр за кадром», — рассказывает художник. Над анимационным фильмом, который длится меньше получаса, мультипликатор работал почти четыре года! И вот перед нами старинная купеческая Москва, уютные домики и дворики Замоскворечья. Рисунки Александра Петрова часто сравнивают с живописью Константина Коровина или Виктора Борисова-Мусатова. Они живые, тёплые, наполненные внутренним светом. Давайте ощутим этот свет и тепло, посмотрев мультипликационный фильм Александра Петрова «Моя любовь».
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова