
«Моя любовь», студия Dago Productions, Dentsu, режиссер Александр Петров
— Вдруг я на ней женюсь? Ну и что, что она бедная сирота. Были случаи, что и бедная девушка выходила замуж. Даже за князя. Так и я — возьму, и женюсь на Паше!
Сентиментальным размышлениям предаётся на досуге юный гимназист по имени Антон — Тоничка, как зовут его близкие. Предмет его мальчишеских грёз — Паша, молоденькая горничная. У Паши ясные голубые глаза — совсем, как подснежники, которые она тайком ставит в комнату Тонички. Паренёк, только что запоем прочитавший «Первую любовь» Тургенева, неожиданно открывает для себе новые, доселе неизведанные движения души. И вот уже в мечтах он женится на симпатичной, доброй горничной. От этих мыслей ему и радостно, и страшно. Словом, творится с Тоничкой что-то, даже ему самому непонятное. Тонечка и Паша — герои мультипликационного фильма «Моя любовь».
Работа ярославского аниматора Александра Петрова вышла на экраны в 2006 году. На счету 26-минутного рисованного фильма — множество кинонаград: Приз за лучший христианский фильм Международного фестиваля «Радонеж», Гран-при всероссийского фестиваля анимационного кино в Суздале, награда за лучшую анимацию бразильского фестиваля «Анима Мунди» и даже номинация на премию «Оскар». В основу мультипликационного фильма легло литературное произведение — роман Ивана Шмелёва «История любовная». Шмелёв, писатель поистине православный, даже в тексты, казалось бы, романтического характера вкладывал глубоко христианский смысл. Это и привлекло к сюжету произведения мультипликатора Александра Петрова, в работах которого всегда просматривались темы духовности и жертвенности. Почти все его персонажи оказываются перед нравственным выбором: невинность или грех, свет или тьма.
Именно такая дилемма встаёт перед гимназистом Тоничкой. Добрая, чистая, но простая Паша — или роковая красавица Серафима, девушка, живущая по соседству, особа, весьма искушённая в делах амурных. С одной стороны, юноша ищет в женщине идеал, жаждет чистой любви. С другой — ощущает что-то тёмное, греховное. Словно лукавый змей заползает к нему в душу и окутывает всё вокруг своими кольцами — так, образно и ярко, предаёт ощущения мальчика на экране мультипликатор. Тоничка окончательно запутывается в своих чувствах. И, чтобы, разобраться во всём, идёт в храм. И делится переживаниями с Богом.
— Господи, помилуй (идёт служба в церкви)...
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь...
— Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует в сердце своём. Но для чего же тогда красивые женщины? Мне уже скоро 16, почему же грешно? Паша ведь не лукавит и не соблазняет меня. Она принесла подснежники. Просто мне с ней приятно. Помоги, не осуди меня, Господи! Я хочу любить чисто...
О чистой и жертвенной любви, о её всепобеждающей силе, рассказывает мультипликатор Александр Петров в своём фильме «Моя любовь». Какой выбор сделает главный герой? Сумеет ли отличить любовь истинную, которая, по словам апостола Тимофея, рождается «от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной веры»? Как писала в 2007-м году газета «Экран и сцена», герой мультфильма проходит через «очищающую катастрофу». Любовные коллизии становятся для него опытом смерти и воскресения. Но, я, пожалуй, опущу подробности. Вы всё узнаете, посмотрев замечательный мультипликационный фильм.
Хотелось бы несколько слов сказать об уникальной и сложной анимационной технике, которую использовал Александр Петров. Мультфильм нарисован акварельными красками... на стекле! «Чтобы снять одно-единственное движение, нужно полностью стереть предыдущий рисунок и на его месте создать новый. И так кадр за кадром», — рассказывает художник. Над анимационным фильмом, который длится меньше получаса, мультипликатор работал почти четыре года! И вот перед нами старинная купеческая Москва, уютные домики и дворики Замоскворечья. Рисунки Александра Петрова часто сравнивают с живописью Константина Коровина или Виктора Борисова-Мусатова. Они живые, тёплые, наполненные внутренним светом. Давайте ощутим этот свет и тепло, посмотрев мультипликационный фильм Александра Петрова «Моя любовь».
Псалом 145. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежат слова, которые можно считать своего рода программой христианской жизни: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16–18). Этими своими словами святой апостол продолжил мысль, которая впервые была выражена ещё в Ветхом Завете, в частности, в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 145-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Автор псалма призывает не кого-нибудь, а свою душу непрестанно восхвалять Бога. И сам же себе отвечает, что да, он будет это делать, он будет воспевать Бога всё отпущенное ему на земле время. Впрочем, возможно и другое понимание оригинального еврейского текста псалма: как уверение в восхвалении Бога всей своей жизнью. Какой бы из вариантов понимания псалма мы ни предпочли, они оба хороши, и оба позволяют нам задуматься о том, как возможно такое восхваление Бога — до последнего вздоха или же всей жизнью.
Псалом помогает нам с поиском ответа на этот вопрос. Прежде всего, человеку необходимо освободиться от самой нашей главной иллюзии — от надежды на самих себя и на других людей: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3). Далее псалом продолжил эту мысль, сказав, что люди смертны, а потому они не могут быть основой надежды, а Бог — может.
Да, действительно, надежда на кого-то, кроме Бога, — это то, что лишает нас действенной молитвы, ведь зачем нам молитва, если мы сами способны решить все свои проблемы, если мы сами настолько сильны, что способны стать на место Бога? Человеку свойственно забывать, что в конечном итоге всё решает Бог, а не какие-либо, пусть и самые могущественные люди. Опыт человечества показывает, что наиболее прочные общественные договорённости с течением времени утрачивают свою силу, наиболее влиятельные люди уходят, а покорившие полмира империи внезапно перестают существовать. Но Бог был, есть и будет, а потому каким бы обворожительным в своей блистательной силе ни был окружающий нас мир, о Боге как основе основ забывать не стоит.
Поэтому да, псалмопевец абсолютно прав, «блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145:5). Нас может удивить использованная здесь формулировка — «Бог Иаковль». Во-первых, она указывает на то, что речь идёт о Едином Истинном Боге, а не об одном из многочисленных божков языческого пантеона. А во-вторых, такая формулировка говорит о глубокой личной связи с Богом как ещё об одной основе Его восхваления. Бог здесь — не некий безликий абсолют, не непостижимая сила, Бог — близкая человеку Личность, с которой праведник общается так же, как и с любой другой личностью, и такое общение не может надоесть, ведь познавший Бога человек не может не любить Его, а если мы любим, то общение не может ни наскучить, ни надоесть, для общения с Любимым мы всегда найдём время, мы будем жаждать общения с Ним, будем стремиться сделать его непрестанным.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Крылатое выражение — «незаменимых нет» — несёт на себе зловещий отпечаток, но всё же в чём-то соответствует действительности. В чём? Хотя бы в том, что не нужно из людей делать кумиров. Всё равно ничего не получится. Сама жизнь разобьёт ошибочные представления в пух и прах. А тот, кто поддался искушению возвести человека (пусть и достойного) на почти божественную высоту, потом будет очень горько раскаиваться. О том и рассуждает апостол Павел в отрывке из 13-й главы своего послания к Евреям, что читается сегодня в храмах во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Послание к Евреям, то есть к христианам Иерусалимской церкви, которая первоначально состояла из этнических евреев, было написано апостолом Павлом в связи с печальным событием — гибелью от рук гонителей первого епископа, то есть руководителя, Иерусалимской церкви святого Иакова. Иаков был сводным братом Господа Иисуса Христа, то есть являлся сыном Иосифа Обручника от первого брака. Иаков вёл самый благочестивый образ жизни — и с точки зрения христианства, и с точки зрения иудаизма. Что привело к тому, что Иакова стали именовать «Праведным». Это, впрочем, не помешало врагам Церкви епископа умертвить.
Члены Иерусалимской общины после гибели Иакова впали в самую настоящую панику. Они так восхищались добродетелями своего наставника, что незаметно для себя самих, стали воспринимать его как неповторимого и незаменимого. Конечно, достичь высот праведности Иакова было очень сложно. Но это не означало, что никто в принципе не способен его заменить на посту епископа. Это, во-первых. А во-вторых — не следует забывать очень важную вещь. Церковью руководит не человек, а Бог. И Господь служит тем крепким камнем, на котором Церковь стоит и не разрушится, не исчезнет вплоть до конца света.
Но христиане Иерусалима о том, похоже, забыли. И апостол Павел постарался их и вразумить, и утешить с помощью услышанного нами сегодня послания. Павел, у которого, кстати, с Иаковом имелись некоторые разногласия, признаёт величие праведности покойного, но напоминает читателям, что в Иерусалиме есть другие достойные люди, способные стать преемниками погибшего епископа.
И в завершение Павел просит не забывать о Христе — истинном главе и пастыре Церкви. Апостол пишет: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да соделает вас во всяком добре способными к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа». Таким образом, всякий, кто будет хранить единство со Христом, будет в Церкви пребывать. И это касается и мирян, и клириков. Последние же, по мысли Павла, должны помнить, что приводить людей они должны именно к Богу, а не к себе. Никто из священнослужителей не должен поддаваться искушению считать себя наместником Христа на земле. Иначе такой клирик станет жертвой лукавой гордости — погубит и себя, и тех людей, что ему, на свою беду, доверились.
Апостол Павел пишет, как отличить настоящего пастыря от самозванца. Нужно следить за тем, чтобы у священнослужителя имелась добрая совесть и деятельное стремление во всём и всегда вести себя честно. Ровно так же должны поступать и миряне, и о себе ничего лишнего не фантазируя, и из других не делая идолов. Таким образом, апостол Павел призывает нас просить у Господа Бога мудрости, рассудительности, здравомыслия и смирения, чтобы не приписывать ни себе, ни кому-либо ещё чего-то лишнего. Но крепко помнить заповедь Божию: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер











