
Я оставила двухлетнего сына с дедушкой, а сама побежала в магазин, что недалеко, на углу. Именно побежала, потому что дед приехал только вчера, и ребёнок ещё не привык к этому большому бородатому человеку, к его громкому голосу, резкому смеху и прибауткам, к запаху костра и свежей рыбы от его одежды. Я решила, что общая прогулка в промозглую и ветреную погоду нам не нужна, сама слетаю за хлебом по-быстрому, а сынок... ну, может, поплачет, покричит своё «Мама где?», но я же скоро вернусь.
В магазине был народ, у кассы очередь, и я места себе не находила, зная наверняка, что малыш мой плачет, а дед не в силах его успокоить. Господи, помилуй меня и чадо моё... Да почему же кассирша еле шевелится, и ещё парень какой-то нелепый стоит и канючит: «Хлеба на рубль купить бы, вот рубль у меня, я есть хочу!..» И монетку показывает. А сам длинный, худой, будто из палочек сложен, как богомол. И в штормовке цвета «хаки». Кассирша сурово объясняет, что хлебобулочных изделий по такой цене нет и быть не может, а он всё своё: «Я есть хочу! У меня рубль!..»
Расплатившись, я быстро отламываю большой кусок от круглого каравая, сую в костлявые руки «богомола». «А рубль не надо, что вы!» — отвечаю ему в ответ на протянутую мне монету. И стрелой лечу домой. Господи, помилуй меня. Сыночек, не плачь, я уже близко.
Дома обнаруживаю вполне мирную картину: дед с внуком увлечённо строят башню из кубиков и в два голоса поясняют мне, что это — маяк. «Маяк!» — радостно повторяет сынишка новое слово. Я же в ответ поведала о недавней встрече, о ломте хлеба для этого чудика.
Дедушка вдруг поднял глаза, посмотрел на меня серьёзно-серьёзно и произнёс как-то оторопело: «Христос, что ли, ходит?..»
У меня мурашки побежали по всему телу. Ничего не объясняя, схватила тот самый каравай и помчалась к магазину, даже пальто не накинула. Больше всего на свете хотела я тогда снова увидеть эту нелепую, будто из палочек, долговязую фигуру, и накормить парня — кем бы он ни был. И хлеб ему отдать — весь, и продуктов ещё купить разных, много, каких захочет. Но его и след простыл. Ни в магазине, ни возле, ни в окрестных дворах... Будто и не было.
Я шла назад и осознавала: вот и схлынул туман. Туман беспокойства за детёныша, морок, в котором я не подняла голову, чтобы увидеть самый главный маяк, что предстал на краткое время передо мною так зримо, во плоти — в образе странного голодного человека с монеткой между пальцами.
И сами всплывали в памяти Евангельские слова: «...Я был голоден, и вы накормили Меня» Не накормила! Был шанс, был послан человек, такой наивный, такой не вписывающийся в наш привычный мир — и такой голодный! Накормив его досыта — могла Христа порадовать! А я...
Как важно, оказывается, не тонуть в тумане тревог, не увлекаться чередою дел бытовых, пусть даже касаются они самых близких. Всегда, всегда хоть краем глаза видеть тот самый маяк — свет Евангелия, чтобы с пути не сбиться. И Господу себя доверять, как ребёнка — мудрому дедушке.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема