Эта картина не может никого оставить равнодушным: она умиляет каждого зрителя. Мать и дитя — один из самых любимых сюжетов Алексея Венецианова, прекрасного семьянина и художника, который первым показал, как живёт простой русский народ.
— Нина Викторовна, здравствуйте! Вы вошли — и словно солнышко заглянуло. У вас такой сияющий вид. Наверное, произошло радостное событие?
— Такая радость, Маргарита Константиновна, такая радость! Пока ехала к вам в Третьяковку, позвонила дочь и сообщила новость — внучка моя, Машенька, ходить начала!
— Это и правда счастье! Поздравляю! Маленький человек делает первые шаги. Событие важное. Недаром оно даже стало сюжетом одной из картин художника Алексея Гавриловича Венецианова. Полотно так и называется: «Первые шаги». Оно хранится здесь, в Третьяковской галерее.
— Маргарита Константиновна, скорее, покажите мне эту картину!
— С удовольствием, Нина Викторовна. Пойдёмте в четырнадцатый зал.
— Должна признаться, с творчеством Венецианова я знакома не слишком хорошо. Но знаю, что он был портретистом. Написал портрет Гоголя с натуры.
— Вы правы, в начале своего творческого пути Алексей Гаврилович в основном писал портреты. Но в 1819 году художник переехал в своё сельское имение под Тверью. И обратился к изображению крестьянского быта. По сути, Венецианов стал первым художником, показавшим, как живут простые русские люди. Кстати, у его картины «Первые шаги» есть и другое название — «Крестьянка с ребёнком». А вот, собственно, и она — прямо перед нами.
— Это полотно — воплощение радости! Молодая женщина с нежностью смотрит на своего ребёнка, который встал на ещё неокрепшие ножки. Малыш протягивает руки к матери. Её ладони тоже раскрыты навстречу чаду, она готова в любой момент подхватить сына. И в то же время манит малыша к себе, побуждая шагать ещё и ещё. Венецианов сумел передать и неловкость движений ребёнка, и трогательное, счастливое умиление матери.
— С полотна словно льётся свет. Обратите внимание, Нина Викторовна, какое интересное цветовое решение нашёл художник. Фон — очень тёмный. Настолько, что предметы на заднем плане почти невозможно рассмотреть. А фигуры, наоборот, ярко высвечены. Кстати, на заднем плане мы видим ещё одну героиню полотна — девочку подростка. Она протягивает малышу яблоко — наверное, хочет, чтобы ребёнок подошёл и к ней. Но малыш всей своей маленькой фигуркой устремляется к матери. Должна заметить, что мать и дитя — один из самых любимых сюжетов Алексея Венецианова.
— А у самого живописца была семья?
— Семейная жизнь Венецианова сложилась очень счастливо. Художник женился по большой любви. Супруга подарила ему двух дочерей. Алексей Гаврилович был настоящим семьянином: с женой и детьми он тихо и мирно жил в своём имении, и редко выезжал в свет.
— Мне кажется, вот этим тихим, умиротворяющим счастьем, дышит его картина «Первые шаги».
— Критики называли полотна Веницианова живым воплощением того особого мироощущения, лада и гармонии бытия, которые более всего присущи русскому человеку.
— Напишу сейчас дочке. Пусть найдёт фотографию полотна в интернете и тоже полюбуется, как мы с вами. А как только первые шаги внучки станут увереннее, мы все вместе обязательно придём в Третьяковскую галерею, чтобы ещё раз увидеть эту замечательную картину.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 317 зач., VII, 18-25.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Строить новые автомобильные дороги и ремонтировать старые можно по-разному. Можно, например, соблюдать технологию, а можно её игнорировать, и довольно глупо будет выглядеть тот человек, который, нарушив технологию строительства дорог, будет винить эту самую технологию тогда, когда дорога начнёт чрезвычайно быстро разрушаться. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 7-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям. В этом отрывке мы ничего не услышим о дорогах и о технологии их строительства, но мы услышим о законе Ветхого Завета, к которому, как может показаться, апостол выдвигает весьма серьёзные претензии.
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Этот отрывок Послания к Евреям начинается с довольно странных слов: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства» (Евр. 7:18). С одной стороны, действительно, закон Ветхого Завета никого не сделал совершенным в том смысле, что он не был способен освободить человека от грехов и даровать ему всецелое прощение. Но точно ли он был немощен и бесполезен? Да и как вообще стоит понимать услышанные нами слова?
Для ответа на эти вопросы нам стоит вернуться к ранее упомянутому несоблюдению технологии строительства дорог, ведь с законом Ветхого Завета произошло нечто подобное: закон немощен и бесполезен не сам по себе, а по той причине, что люди оказались неспособны его должным образом исполнять. И это в самом деле так, здесь достаточно вспомнить многочисленные дискуссии Спасителя с исказившими понимание закона фарисеями, и вспомнить слова Спасителя по результатам этих дискуссий: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3). Христос, как мы знаем из Евангелия, никого не призывал пренебрегать законом, и Сам Он тоже его исполнял. Конечно же, автор Послания к Евреям знал об этом не хуже нас, а потому его слова о законе стоит понимать не как уничижение закона Ветхого Завета, а как указание на новый, более совершенный закон, такой закон, который может даровать человеку оставление грехов и привести его в Царство Небесное: «Но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:19). Если же продолжить начатую аналогию слов Послания к Евреям с технологией строительства дорог, то можно сказать, что здесь речь идёт не о том, насколько плоха старая технология, а о том, что есть другая, более совершенная, та, которая основывается на не существовавших ранее материалах и методах ведения работ.
Странно выглядят те люди, которые, зная о новом и совершенном, продолжают держаться устаревшего и неэффективного лишь по той причине, что так делали предки. Конечно, нет никакого греха в том, чтобы использовать, скажем, традиционные методы земледелия, но если речь идёт не о временной жизни, а о вечности, то держаться того, что не способно привести к Царству Небесному не только странно, но и в высшей степени глупо. Эту мысль и пыталось донести Послание к Евреям до своих адресатов. В какой степени это удалось — вопрос дискуссионный, но так как отрывок из этого послания звучит в рождественские дни в православных храмах, то и воспринимать его стоит обращённым к нам, ведь верность закону Ветхого Завета можно понимать и как веру в спасение собственными силами, а такая вера иногда заражает и умы христиан. Дай Бог, чтобы с нами этого не произошло, и чтобы мы остались верны Господу нашему Иисусу Христу, Который «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы пожилые люди прожили зиму в тепле
Уже 10 лет в рамках акции «Подари дрова» волонтёры тверского общественного движения «Доброе дело» приходят на выручку пожилым людям из глубинки Тверской области. При участии неравнодушных людей добровольцы закупают для одиноких пенсионеров дрова и тем самым помогают им пережить холода. За всё время акции поддержку получили больше 1500 человек.
Нина Александровна — одна из тех, к кому приезжают волонтёры. Ей 87 лет. Одинокая бабушка живёт в старом и большом доме. Для его отопления необходимо много дров — это почти 8 грузовых машин на сезон. Стоимость одной партии дров примерно 20 000 рублей. Но пенсии Нины Александровны не хватает даже на половину нужного объёма. Поэтому участники акции «Подари дрова» взяли бабушку под опеку. Уже несколько лет они привозят по два КАМАЗа берёзовых дров, чтобы согревать её дом.
Этой зимой волонтёры тверского общественного движения «Доброе дело» уже успели обеспечить теплом Нину Александровну и ещё больше 200 подопечных. Однако впереди у команды добровольцев по-прежнему много работы. Всё ещё остаются одинокие пенсионеры, которые тоже нуждаются в дровах. Поэтому так важно участие отзывчивых людей.
Если вы хотите подарить тепло бабушкам и дедушкам из глубинки, переходите на сайт акции «Подари дрова».
Также помочь можно, отправив СМС на номер 3434 со словом «Дрова» и любой суммой. Например, «Дрова 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Рождество Христово и «Хроники Нарнии». Священник Александр Сатомский
В этой программе мы вместе с настоятелем Богоявленского храма в Ярославле священником Александром Сатомским читали и обсуждали фрагменты из книги Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии», а также говорили о том, как рождественские сюжеты находят свое отражение в художественной литературе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер